Общение не требующее личной эмоциональной вовлеченности. Эмоциональная вовлеченность

Вовлеченность персонала

Ведущие компании определённо знают, где находится источник повышения производительности. Это люди, вовлеченные в работу, мотивированные, имеющие ресурсы для её выполнения и достойно оплачиваемые. Вовлечённость каждого отдельного сотрудника в работу, признание вклада каждого сотрудника, признание за каждым сотрудником права иметь свой голос и свою роль в достижении успеха компании - вот источник истинной производительности. Тот источник, который позволяет повысить её не постепенно, а в разы.

Вовлечённость - это эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше.

Исследования показывают, что вовлечённость имеет сильную корреляцию с результатами бизнеса (0,7-0,8): совокупный доход акционеров , производительность , текучесть кадров и удовлетворенность потребителей .

Удовлетворённость, лояльность, вовлечённость…

Можно выделить несколько уровней определяющих отношение сотрудников к компании.

Удовлетворённость подразумевает, что человека в целом устраивает компания , в которой он работает. Он доволен определёнными составляющими, например зарплатой , условиями труда, возможностями обучения и будет продолжать здесь работать, но не прикладывая особых усилий.

Лояльность значит, что сотруднику нравится компания , и он готов трудиться здесь ещё долгое время, оставаясь преданным работником, но по-прежнему не прилагая лишних усилий.

Вовлечённость же считается наивысшим уровнем, когда человек радеет за свою компанию , выкладывается и старается работать как можно лучше. Это можно сравнить с предпринимательской моделью, когда сотрудник воспринимает бизнес компании как свой, и считает своим долгом внести свой вклад в его процветание. Таким образом, вовлечённость можно определить как состояние эмоциональной и интеллектуальной приверженности компании, которая побуждает сотрудника выполнять его работу как можно лучше.

Исследования вовлечённости

Существует несколько моделей вовлеченности. Одной из самых первых (ещё в 1994 году) модель вовлеченности стала разрабатывать и применять международная консалтинговая компания Hewitt Associates. Её примеру последовали и другие консалтинговые компании.

Основные международные провайдеры исследования вовлеченности: Hewitt Associates (в России), Gallup , Towers Watson .

Рейтинги на основе исследований вовлечённости

Замеры вовлеченности, проводимые по одной и той же методологии в разных компаниях, позволяют сравнивать компании между собой с высокой степенью объективности. Многие консалтинговые компании, измеряющие вовлечённость, создают рейтинги лучших работодателей. Наиболее уважаемыми международными рейтингами являются составляемые Aon Hewitt Best Employers Study (проводится и в России) и Great Workplace Award от Gallup.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вовлеченность персонала" в других словарях:

    1. Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности… … Википедия

    - (англ. empowerment, capacity building) результат мер, направленных на получение таких знаний и навыков у отдельных граждан, социальных групп, организаций, предприятий и органов власти, которые позволят войти им в глобальное Общество… … Википедия

    Мелкий бизнес - (Small bisness) Понятие малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Информация о понятии малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Содержание Содержание Малый бизнес в Ограничение по статусу Ограничение по… … Энциклопедия инвестора

    Покупатель - (Purchaser) Определение покупателя, права покупателя, покупательские критерии Инфоормация об определении покупателя, права покупателя, покупательские критерии Содержание Содержание Определение Таинственный покупатель Цели и задачи исследования… … Энциклопедия инвестора

    Потребитель - (Сustomer) Содержание Содержание Определение История развития института защиты прав в Источники правового регулирования в Российской Федерации Основные права приобретателя Процессуальные особенности защиты прав потребителей Споры, связанные с ФЗ… … Энциклопедия инвестора

    Средний бизнес - (Medium business) Определение среднего бизнеса, нюансы среднего бизнеса Информация об определении среднего бизнеса, нюансы среднего бизнеса Содержание Содержание О “Что делать” и “с чего начать” вот в чем вопрос! О пользе… … Энциклопедия инвестора

    Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Книги

  • Windows IT Pro/RE№03/2015 , Открытые системы. Windows IT Pro/RE– профессиональное издание на русском языке, целиком и полностью посвященное вопросам работы с продуктами семейства Windows и технологиям компании Microsoft. Журнал…

В ходе семинара слушатели будут принимать участие в процедурах, которые на первый взгляд не связаны с целями тренинга. Иногда достаточно, чтобы только тренер был осведомлен, зачем нужен какой-то элемент программы, а иногда участникам также необходимо это знать, чтобы чувствовать себя более комфортно. Большинству групп бывает достаточно, если им сказать, что общий смысл происходящего станет понятен только в конце и что некоторые процедуры построены таким образом, что их осуществление возможно только при условии того, что никто не знает заранее, для чего именно они предназначены.

Время от времени обращайте внимание участников на цели программы и возможности практического применения ее результатов. Например, когда участники начинают демонстрировать новые умения и знания, можно целенаправленно ориентировать их на достижение успеха. Эта простая и эффективная техника заключается в использовании определенного плана действий и способствует практическому применению приобретенных знаний и навыков.

Ориентация на будущее

Если участники вашего тренинга постоянно получают новую информацию и заняты во всевозможных упражнениях, то курс сам по себе окажется для них увлекательным. А понимание направленности курса на достижение определенных целей создаст дополнительную мотивацию, что пойдет на пользу участникам семинара.

Вопросы мотивации более остро встают в ситуации, когда будущее представляется участникам расплывчатым или безрадостным. Отношение участников к своей работе может не оказывать непосредственного влияния на ход семинара, но его успех зависит от уровня мотивации участников. Без мотивации невозможно добиться успеха в работе, а это означает, что некоторые программы будут успешными лишь в том случае, если мы сможем помочь участникам решить проблемы, которые беспокоят их вне рамок семинара.

Один из методов – проработка с участниками позитивного и негативного варианта развития событий в будущем. Некоторые люди мотивируются положительными аспектами, а некоторые – отрицательными. У первых мотивация базируется на возможности достижения цели. Мы ставим перед участниками цель и помогаем им понять, для чего им необходимо ее достичь. Участники с негативной мотивацией должны знать о том, какой страх и ужас им предстоит испытать, если не произойдет никаких изменений или если они не достигнут цели. Это особенно существенно в том случае, когда участники опасаются результатов семинара как таковых, что может иметь место во время стратегических совещаний, посвященных слиянию компаний, сокращению штатов, проблеме перепроизводства или любым другим радикальным изменениям. Но даже рассмотрение наихудшего из вариантов, такого как потеря работы, может принести некоторую долю облегчения. Как только участники высказали наихудшие опасения, у них появляются силы осознать ситуацию и двигаться дальше.

В любом мотивационном проекте будет разумно уделить время как позитивной, так и негативной стороне, чтобы не оставить без внимания никого из участников. Когда мы показываем участникам эти противоположные типы мотивации (позитивную и негативную), мы делаем явными определенные проблемы, относительно которых наши студенты могут принять самостоятельное решение.

Сценарии для создания мотивации

Сначала объясните участникам тренинга, что изменения неизбежны, а сохранение статус-кво – неподходящий выбор для них.

При работе с позитивной мотивацией: делайте акцент на положительных аспектах изменений, происходящих с человеком; приводите примеры положительных результатов подобных изменений; создайте реалистичный, подробный сценарий будущих событий.

При работе с негативной мотивацией: как можно раньше расскажите обо всех возможных негативных последствиях, чтобы ускорить начало процесса изменений; при любом удобном случае приводите примеры возможных негативных последствий.

Вы произведете сильное впечатление на группу, если отвезете участников на экскурсию, где они смогут осмотреть два объекта – современный образец наилучшего подхода к делу и бесхозную фабрику, которая в свое время не приняла во внимание трудности, сходные с теми, с которыми сталкивается в настоящий момент их компания. Экскурсия окажет большее влияние на участников, чем просмотр видеофильма, который, в свою очередь, предпочтительнее неподвижного изображения, которое все же лучше, чем подробное описание событий, которое, в свою очередь, лучше воздействует на участников семинара, чем неопределенное предупреждение.

Исследования показывают, что люди, у которых есть цели, добиваются большего успеха в жизни, чем те люди, у которых их нет. Поэт Роберт Браунинг четко подметил вдохновляющую природу человеческих устремлений в своих строках: «О, да, журавль в небе должен находиться выше, чем человек может дотянуться, иначе зачем тогда Рай?» (Robert Browning, 1845).

Если вы поможете участникам самостоятельно определить собственные цели, это будет более полезно для них, чем если это сделаете за них вы (или их спонсор). Мотивация в достижении цели, которую вы сами установили, гораздо действеннее, чем любой другой внешний стимул. Осуществление личных целей участников будет, скорее, восприниматься ими как нечто, происходящее в их интересах, а не в интересах менеджеров их предприятия. Как только человек согласился с какой-то целью и сделал первые шаги к ее достижению, например, записал цель или рассказал о ней кому-нибудь, он начинает намного активнее участвовать в процессе, направленном на ее осуществление.

В зависимости от типа программы вы можете попросить участников определить, каких целей они хотели бы достигнуть в ходе программы, а каких – по ее окончании. Уверенность участников растет с количеством достигнутых целей. Мотивация участников будет более высокой, если: цель сформулирована в письменном виде; участники совместно работают для достижения цели; обсуждаются возможные трудности и препятствия на пути к цели; существует план преодоления этих препятствий.

Отметьте для себя, что фактическое достижение цели не является самой важной частью процесса. Для некоторых людей тот факт, что они чуть было не достигли цели, мало что значит, для них важнее их усилия и достижения на промежуточном этапе. Другие стремятся именно к достижению цели, а некоторые участники будут особенно счастливы, если им удастся сделать что-то сверх намеченных целей. Тем не менее главным во всех ситуациях является именно это наличие цели.

Исследователи Симе и Лоренци (Sims and Lorenzi, 1992) пишут: «Несмотря на то что стремление к достижению цели определяет действия лучших исполнителей, они не всегда полностью их достигают... Акцент ими делается на улучшении самого процесса исполнения, а не на цели perse». Четко определенная цель более эффективна для процесса исполнения и его результатов, чем двусмысленно сформулированная цель «покажи, на что ты способен». Поэтому попросите участников быть более точными в своих определениях. Хороший тест – проверить, существует ли способ проверки достижения цели. Может ли участник, поставивший себе цель, объяснить, как он поймет, что цель достигнута?

Вследствие того что более сложные цели содержат в себе элемент вызова, они способствуют более эффективной работе, чем простые цели. Задача тренера - создать такую атмосферу, в которой каждый участник захочет быть более требовательным по отношению к себе.

ПОЧЕМУ ЦЕЛИ ПОВЫШАЮТ МОТИВАЦИЮ?

Цели: помогают сконцентрировать внимание; вызывают действия; помогают мобилизовать усилия; способствуют направленному приложению усилий; способствуют разработке стратегий, поскольку цель может быть достигнута различными путями.


ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Люди отличаются друг от друга по способу взаимоотношений с окружающими. Можно выделить присущие каждому конкретному человеку определенные повторяющиеся стереотипы поведения и характерный для него способ установления отношений. Однако человек не всегда может придерживаться без каких-либо ограничений того стиля, к которому привык и который ему подходит. Устойчивость и жесткость некоторых навыков подчас затрудняет контакты с людьми. Эти навыки и привычки укореняются в человеке под влиянием прошлого опыта и проявляются в стереотипах мышления, восприятия и поведения. Сформированные в прошлом, они становятся частью личности и "всплывают" в актуальных ситуациях, "требуя", чтобы индивид воспользовался ими. Человек ощущает их как некоторую внутреннюю потребность.

Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить как ориентацию на людей, от людей, против людей, стремление занять позицию над людьми или под ними. Другими словами, имеется в виду готовность сближаться с людьми, избегать их, бороться с ними, доминировать над ними или подчиняться им. Анализ того, какие индивидуальные схемы поведения проявляются в контактах с теми или иными людьми, позволяет более полно охарактеризовать состояние этих контактов. Хорошим подспорьем для этого может стать одна из возможных типологий стилей отношений с другими людьми, приводимая ниже. Автором ее является известный психолог Уильям Шутц, который многие годы занимался изучением межличностных отношений и разработкой психологических средств воздействия на отношения с целью усовершенствования форм совместного существования людей. Предлагаю вам познакомиться с основными положениями этой типологии.

Хотелось бы начать изложение концепции Шутца с утверждения, что люди нуждаются друг в друге. Эта потребность настолько значима, настолько глубоко укоренилась во всей нашей жизни, что большая часть того, что было когда-либо написано о человеке, на самом деле так или иначе связана с этим фактом – нужде людей друг в друге.

Существует очень много разнообразных определений этой потребности и еще больше способов ее удовлетворения. Каждый из нас, внимательно посмотрев на себя или на других, может увидеть, что люди различаются, например, по тому, насколько охотно они проводят время в компании. Различаясь по степени готовности и желания проводить время с другими, люди могут иметь большую или меньшую потребность привязываться к окружающим.

Мы можем отличаться друг от друга и по готовности и стремлению влиять на других, а также на ситуации межличностного общения. Одни с большей легкостью контролируют свои отношения с окружающими и влияют на них, другим это удается хуже.

Еще один момент, на который следует обратить внимание при глубинном анализе индивидуальных различий, – это то, какой эмоциональный климат наиболее характерен для ситуаций общения данного конкретного человека с другими людьми. Одни предпочитают отношения, связанные с очень интенсивными переживаниями, "горячими" страстями, другие лучше чувствуют себя в более "прохладной" атмосфере, когда переживания не столь сильны, а эмоциональная вовлеченность слабее.

Итак, три основных вида индивидуальных потребностей и желаний, связанных с разными формами межличностных отношений, это:

  1. потребность в близости (привязанности) к людям,
  2. потребность влиять на людей,
  3. потребность в эмоциональной вовлеченности.

Каждому из нас свойственны индивидуальные и специфические для каждого вида потребностей модели поведения. Совокупность этих моделей Шутц в своей книге называет основной установкой личности в межличностных отношениях.* Такая установка характеризует наиболее устойчивые и привычные для данного индивида формы поведения. Естественно, что в повседневной жизни трудно полностью реализовать подобные модели и ожидания, поскольку разным людям свойственны разные стили поведения.

* По-видимому, имеется в виду работа Шутца: Schutz William С. FIRO (Fundamental Interpersonal Relations Orientation). A three-dimensional theory of interpersonal behaviour. N.Y., Holt., 1960. – Прим. ред.

Каждый человек старается, часто неосознанно, вести себя в соответствии со своей индивидуальной установкой, а то, что происходит между людьми, по существу является результатом согласования разнородных стремлений. Ведь нередко характер поведения человека в межличностных отношениях отличается от его индивидуального стиля или модели. Кто-то значительно чаще, чем ему бы хотелось, оказывается в одиночестве. Другой имеет чересчур незначительное влияние на поступки других. Третий слишком мучительно переживает эмоциональную холодность, сложившуюся в той среде, где он живет. Бывает, что в отношениях двух или более людей возникают недоразумения и конфликты из-за того, что для этих людей характерны разные модели "привязанности", "влияния" и "эмоциональной вовлеченности ".

То, что такие различия существуют, – факт совершенно обычный в повседневной жизни, и если люди стремятся к улучшению своих взаимоотношений, они должны научиться успешно разрешать проблемы, возникающие в связи с этими различиями. Часто источники таких проблем как бы скрыты за видимым поведением и реакциями. Чтобы успешно справляться с каждодневными проблемами, нужно уметь видеть их глубинный, скрытый смысл, понимать внутренние потребности людей, определяющие их стиль взаимоотношений с окружающими.

Можно выделить в плане анализа два аспекта этих потребностей. Один из них связан с рассмотрением позиции "Я" – по отношению к другим, то есть того, что наиболее характерно для данного человека в его поведении с другими, что хотелось бы ему делать по отношению к ним.

Второй аспект: другие – по отношению ко мне; он характеризует то, чего данному субъекту хотелось бы от окружающих, и то, что соответствует его желаниям.

Таким образом, каждый из трех видов потребностей может быть рассмотрен с точки зрения того, что индивид хотел бы делать по отношению к другим, что бы он хотел "давать", и с точки зрения ожиданий индивида от других, то есть того, что он хотел бы "получать".

Описывая каждую из потребностей, мы будем пользоваться примерами несколько гиперболизированных стереотипов поведения, которые могут быть продиктованы стремлениями к "привязанности", "влиянию на других" и "эмоциональной вовлеченности". Эти примеры можно как бы расположить на крайних полюсах шкал. Для каждого из трех видов потребностей мы приведем по четыре описания, два с позиции Я → Другие, два – с позиции Другие → Я. Мы надеемся, что каждый сможет найти свое место внутри этих шкал, место, которое лучше всего характеризует поведение, направленное на удовлетворение той или иной потребности.

Привязанность к другим

В зависимости от того, что определяет наши поступки по отношению к другим людям, можно было бы выделить как бы две крайности, два противоположных типа поведения. Если представить их как два полюса одной шкалы, то на одном из полюсов следовало бы поместить человека, нуждающегося в постоянном пребывании в обществе других; он, как правило, так организует свою жизнь и время, чтобы никогда не оставаться в одиночестве, входит в состав множества организаций, различных клубов, кружков и т.д. Такой человек активно завязывает дружеские отношения и хорошо себя чувствует только в обществе. Поэтому можно сказать, что у него чрезвычайно развита потребность чувствовать себя включенным в любое человеческое сообщество.

На противоположном полюсе шкалы можно было бы поместить человека, который не особенно нуждается в контактах, любит одиночество, редко с кем-либо встречается по собственной инициативе, старается так организовать свое время и дела, чтобы избегать слишком частого общения с другими. Таким образом, можно сказать, что у него очень слабо развита потребность в привязанности к другим.

С точки зрения того, на какое поведение со стороны других рассчитывает человек, можно также выделить два противоположных типа ожиданий и представить их как два полюса одной шкалы.

На одном полюсе следовало бы поместить человека, крайне заинтересованного в том, чтобы другие искали дружбы и встреч с ним, часто приглашали его к себе и т.д. Он всегда готов принимать приглашения и рад любой инициативе в свой адрес. У него очень развита потребность в том, чтобы быть объектом чьей-то привязанности.

На другом полюсе шкалы можно было бы поместить человека, который не любит принимать приглашения, не откликается на желание других людей завязать с ним дружеские отношения, склонен скорее пресекать любую такого рода инициативу в свой адрес со стороны окружающих. У него очень слабо выражена потребность в том, чтобы другие чувствовали привязанность к нему.

Соединив каждую из этих двух пар полюсов прямыми линиями, любой из нас сможет найти свое место на шкалах, ближе или дальше к тому или иному полюсу. Это место покажет степень выраженности потребности каждого в том, чтобы испытывать привязанность к людям или быть объектом привязанности окружающих.

Контроль в влияние

С точки зрения инициативности наших действий по отношению к другим можно выделить два противоположных типа, характеризующихся интенсивностью данной потребности. Эти типы также представляют из себя две крайности, которые графически можно было бы изобразить как полюсы шкалы. На одном полюсе следует поместить индивида, чрезвычайно заинтересованного в том, чтобы контролировать все, что происходит вокруг него, влиять на то, что делают, что чувствуют и о чем думают окружающие. Такой человек хотел бы обладать правом или средствами определять исход конкретных ситуаций межличностных контактов. Можно сказать, что у него очень развита потребность влиять на других людей.

На противоположном полюсе следовало бы поместить человека, не желающего никого контролировать, избегающего минимально влиять на людей даже тогда, когда это необходимо в связи с какими-нибудь существенными обстоятельствами. Такой человек всегда старается отказаться от дел, если они требуют от него усилий по организации ситуаций, связанных с участием других людей. Ему почти совсем не свойственна потребность влиять на других.

Анализируя отношения с позиции Другие → Я, то есть с точки зрения того, какого рода влияния ждет человек от окружающих, можно также выделить два противоположных типа ожиданий. Крайний вариант одного типа будет представлять человек, нуждающийся в том, чтобы другие оказывали влияние на него, решали, что ему делать, дабы его поступки соответствовали их желаниям и ожиданиям. Такой человек не сопротивляется, когда его пытаются контролировать. Для него характерна выраженная потребность быть объектом контроля и влияния со стороны других.

Другая крайность – человек, старающийся противостоять любым влияниям окружающих, решительно протестующий против попыток контролировать его, независимо от ситуации и обстоятельств, не желающий принимать какие бы то ни было воздействия других людей и подчиняться им. Можно сказать, что у этого человека потребность во влиянии со стороны окружающих минимальна.

Если соединить прямыми линиями каждую из двух пар крайних точек, любой из нас наверняка найдет место и для себя на образовавшихся шкалах, ближе или дальше к одному из полюсов. Позиция на шкалах будет отражать степень выраженности потребности в том, чтобы влиять на других или быть объектом их влияния.

Эмоциональная вовлеченность

С позиции Я → Другие можно выделить два противоположных варианта поведения, характеризующие наше стремление к тому, чтобы общение с окружающими было эмоционально насыщенным. Вариант одного типа поведения будет характерен для человека, который обычно вступает со множеством других людей в близкие, личностно значимые отношения, стремится к уменьшению дистанции между собой и окружающими, нуждается в сильных, ярких эмоциональных переживаниях. У него очень сильная потребность в эмоциональной вовлеченности в отношения.

Противоположный вариант поведения будет присущ человеку, который стремится сохранять дистанцию в отношениях с другими, по возможности меньше вступать в тесные контакты, предпочитает даже в приятельских контактах прохладные отношения; старается не поддерживать с кем-либо близких эмоционально насыщенных связей. Таким образом, потребность в эмоциональной вовлеченности у такого человека минимальна.

Рассматривая ту же потребность с позиции Другие → Я, то есть с точки зрения того, чего мы ожидаем от людей, также можно выделить два противоположных типа ожиданий. Одна крайняя позиция присуща человеку, страстно желающему, чтобы общающиеся с ним люди испытывали к нему сильные и разнообразные чувства, чтобы стремились к близким и интимным отношениям с ним, чтобы сокращали разделяющую их дистанцию. Для него характерна выраженная потребность в том, чтобы другие чувствовали сильную эмоциональную вовлеченность в общение с ним.

Противоположная крайность – человек, которому не нравится, когда другие пытаются сблизиться с ним или завязать с ним эмоционально насыщенные отношения Он чувствует больший комфорт, когда окружающие держатся от него на большой дистанции, сдержанно проявляют свои чувства в его адрес. Если каждую из двух пар позиций представить в виде точек и соединить прямыми линиями, образуются шкалы, на которых любой из нас сможет найти свое место. Точка на шкале будет отражать степень выраженности потребности каждого в эмоциональной вовлеченности: нашей – при общении с другими или других людей – при общении с нами.

С помощью приведенных выше характеристик каждый может попытаться описать себя или любого другого, интуитивно оценив свойственные себе или ему стремления и потребности с помощью позиций на шести полярных шкалах.

Перечисленные потребности, как правило, только частично удовлетворяются в повседневной жизни. Это нередко бывает причиной неудовлетворенности межличностными отношениями, хотя источник такого чувства обычно остается не до конца осознанным.

Как найти свое место среди людей?

Каждому человеку присущ свой индивидуальный способ ориентации в межличностных контактах. Этот способ основан на определенных схемах поведения и ожиданий, и знание его отличительных особенностей может способствовать лучшему пониманию человека. Сам факт какого бы то ни было расположения на описанных выше шести шкалах еще не должен расцениваться как хороший или плохой. С той или иной позицией связаны разнообразные последствия для конкретных людей – в зависимости от ситуации общения, от особенностей их профессиональной деятельности и среды, от индивидуальных качеств личности.

Контакты с другими невозможно строить произвольно, исходя только из своих желаний. Необходимо занимать гибкую позицию по отношению к своим потребностям и установкам. Способ ориентации в межличностных контактах отнюдь не является абсолютно неизменным, хотя нередко кажется, что это именно так. Вообще внутренние механизмы, соответствующие описанным ориентациям, ожиданиям и установкам, настолько прочно укрепляются в структуре нашего "Я", что воспринимаются как ведущие потребности. Однако это вовсе не основополагающие потребности, не такие, как потребность в уважении или безопасности, удовлетворение которых является жизненно необходимым для человека.

Расхождения между силой внутренних потребностей в привязанности, влиянии и эмоциональной вовлеченности и конкретными обстоятельствами жизни может вызывать у человека стремление изменить либо внешние обстоятельства, либо интенсивность потребности либо же произвести частичные перемены во внешнем и внутреннем мире. Например, человек с выраженной потребностью в том, чтобы влиять на окружение и контролировать его, может стремиться занять руководящий пост. Профессиональная деятельность, адекватная внутренним потребностям индивида, способствует удовлетворению этой потребности. Можно также ограничить свои желания и реализовывать их только внутри какой-то одной общности, например в семье, взяв на себя функцию контроля за тем, что происходит дома.

Мне кажется, что когда интенсивность перечисленных потребностей умеренная, то есть графически их можно разместить между двумя полюсами соответствующих шкал, то с их удовлетворением связано гораздо меньше проблем. Примером этого может быть, например, сбалансированность стремлений к одиночеству и к участию в деятельности различных групп. Чрезмерная интенсивность определенных потребностей часто связана с глубинными эмоциональными проблемами.

В качестве иллюстрации этих положений мы приводим описание нескольких людей, испытывающих серьезные трудности в общении.

Арда. Для нее характерна сильная тенденция к изоляции от коллектива. Она избегает контактов с другими людьми и не принимает со стороны знакомых никакой инициативы, когда с ней хотят установить более тесные контакты. Любой ценой Арда стремится сохранить дистанцию с окружающими и боится проникновения чужих людей в свой интимный и своеобразный внутренний мир. Тем не менее она неосознанно стремится к тому, чтобы другие обращали на нее внимание. Больше всего Арда опасается, что окружающие проигнорируют ее, не заинтересуются ею. Она внутренне убеждена, что "не может по-настоящему заинтересовать собой других", а пойти на риск и вновь удостовериться, что ее игнорируют, она уже не хочет. "Поэтому лучше подальше держаться от людей, почаще оставаться в одиночестве". Самодостаточность Арды является как бы основной формой ее сосуществования с людьми. Судя по всему, наибольшие опасения девушки связаны с представлением о себе как о бесполезном, неинтересном человеке. Она полагает, что если никто не считает ее достойной внимания, то и ценность ее ничтожна. Арда тяготится жизнью.

Богдан. Постоянно ищет людей и хочет, чтобы другие занимались и интересовались его особой. Он боится, что его не заметят, но ведет себя совершенно иначе, чем Арда. Его внутреннее неосознаваемое кредо можно сформулировать следующим образом: "Поскольку мною никто не интересуется, я должен пытаться любыми способами привлечь к себе внимание других людей, сделать так, чтобы они были рядом со мной". Богдан не может оставаться в одиночестве и всегда ищет компанию.

Елена. Отличительной особенностью Елены является ее стремление подчиняться другим людям, в то же время избегая любого собственного влияния на окружающих и ответственности за свои поступки. Она бы хотела, чтобы люди избавили ее от всяческих обязательств. Елена не контролирует других даже тогда, когда это необходимо. Она боится, что другие не помогут ей, когда она будет нуждаться в помощи, и что на нее возложат больше обязанностей, чем она сможет выполнить. Подсознательно Елена чувствует себя неспособной к ответственным и зрелым поступкам, о чем догадываются другие люди. Ей лучше всего тогда, когда удается избежать ситуаций, в которых она могла бы ощутить свою беспомощность. Она считает себя некомпетентным и безответственным человеком, глупым и не достойным уважения. За этим кроется страх, чувство враждебности и недоверие к людям, которые, как кажется Елене, могут отказать ей в помощи. Ее враждебность обычно проявляется в пассивном сопротивлении. Одной из форм сопротивления может быть постоянная неуверенность в себе, сомнения, обиды и высказывания типа "пусть все будет как будет", открыто же оказывать сопротивление Елена боится.

Эдвард. Часто старается доминировать над окружающими, очень бы хотел иерархической системы распределения власти, стремится занять наиболее высокие позиции. Он опасается, что другие не будут выполнять его распоряжений, что они будут игнорировать его влияние, постараются взять верх над ним. Внутренний механизм этих ожиданий и представлений такой же, как у Елены. Эдвард считает себя человеком безответственным, неспособным справиться со своими делами и обязанностями. Ему кажется, что другие люди знают это или могут об этом догадаться. Поэтому он пользуется любой возможностью показать другим и себе, что это не так. Его внутреннее, не до конца осознаваемое кредо можно выразить так: "Все думают, что я не могу самостоятельно и успешно принимать решения, поэтому я должен показать всем, что дело обстоит иначе. Я буду постоянно принимать решения за каждого из них". Эдвард подозревает, что другие попытаются принимать решения за него, что они ему не доверяют.

Гражина. В общении с людьми эмоционально не включается, избегает сильных переживаний и не хочет, чтобы окружающие демонстрировали ей свои чувства. Кажется, что бессознательно Гражина как раз ищет сильных чувств, но боится, что никто ее не полюбит, никто не захочет дружить с ней, не увлечется ею. Она не верит в чувства других людей. Ее внутреннее и до конца не осознаваемое кредо можно выразить так: "Я знаю, что любые эмоциональные переживания приносят лишь боль, не раз я была отвергнута и глубоко задета. Подобное не должно повториться, потому что это может уничтожить меня, всю оставшуюся жизнь я буду избегать близких контактов с людьми".

Хенрик. Нуждается в близких и интимных контактах, завязывает множество личностно значимых отношений, в которые очень быстро и сильно вовлекается. Частая смена партнеров не приносит ему удовлетворения, он постоянно носится в поиске настоящих и глубоких чувств. На самом деле Хенрика не оставляет страх, что чувства других людей недостаточно искренни, что они могут вскоре иссякнуть, а также что его собственные переживания – не настоящие. Внутренние переживания Хенрика можно описать следующим образом: "Мое первое и самое сильное эмоциональное переживание было слишком болезненным для меня, но если я буду все время стараться испытать новые чувства, если буду все время искать, то, может быть, когда-нибудь я найду свой идеал, который меня не разочарует".

Понятно, что приведенные выше описания не содержат полных характеристик названных людей. Мы затронули только те проблемы, которые связаны у наших героев с чрезмерно развитыми или неразвитыми потребностями в привязанности к людям, во влиянии на них и в эмоциональной вовлеченности в общение.

Для того чтобы лучше понять, что происходит за кулисами нашей обычной повседневной жизни, можно воспользоваться перечисленными категориями в их графическом представлении – в виде точек на шести полярных шкалах. Наибольший интерес представляет анализ поведения людей, потребности которых следовало бы расположить вблизи крайних точек шкал.

Хотелось бы предложить читателю подумать о различных возможных последствиях взаимодействия таких людей. Например, что может произойти, если встретятся два человека, каждый из которых имеет выраженную потребность влиять на окружение и контролировать его и одновременно совсем не готов поддаваться влиянию другого и контролю с его стороны? Можно предположить, что сходные потребности этих людей приведут к столкновению их намерений, постоянным ссорам и спорам о том, кто будет управлять и определять характер взаимоотношений. Совершенно иная ситуация возникла бы в том случае, если бы один из них не испытывал страстного стремления воздействовать на окружающих, а, наоборот, имел бы выраженную потребность подчиняться внешним влияниям. Можно с уверенностью сказать, что при таком раскладе у обоих партнеров было бы гораздо больше возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей в области влияний и контроля, чем в ситуации, описанной выше. Подчиняющийся был бы необходим тому, кто стремится доминировать, и наоборот. В сфере влияния и контроля между партнерами наблюдалось бы полное согласие; однако не следует переоценивать ни гармонии, ни разногласий этого рода. Человек, ясно осознающий свои потребности в обсуждаемых сферах и потребности своего партнера, успешнее и с большим пониманием справляется с возникающими у него трудностями.

Довольно широкое распространение получила точка зрения, что люди, которые желают сохранить близкие отношения, должны приспосабливаться друг к другу. Известны даже попытки формирования пар с помощью компьютера, на основе сочетания различных характеристик партнеров, подобных тем, о которых я писал выше. Я не очень-то доверяю таким способам улучшения отношений, особенно если они базируются на утверждении, что можно совершенно точно установить, кто будет хорошим и оптимальным партнером для данного человека. К предсказаниям на основе измерения разных личностных особенностей человека следует относиться только как к вспомогательным средствам, позволяющим лучше понять то, что актуально происходит, или то, что может произойти.

Руководство по диагностике состояния взаимоотношений

Узловые моменты общения Особенности социальной системы Основная установка
Удовлетворение эмоциональных потребностей Справедливое распределение благ Потребность в привязанности к другим людям
Ожидание привязанности со стороны других людей
Открытость для взаимосвязи с окружением
Определение образа реальности
Сбалансированность влияний и зависимостей Потребность влиять на других
Готовность подчиняться влиянию других
Осуществление изменений в другом человеке
Принципы, лежащие в основе принятия решений
Выполнение совместной работы Потребность в эмоциональной вовлеченности в отношения
Ожидание подобной эмоциональной вовлеченности со стороны других
Адекватный обмен мыслей и чувств
Совместные игры и отдых
Проверка достоверности суждений о мире

Если читатель захочет сам проанализировать возможные последствия взаимоотношений между людьми с разными потребностями в привязанности, влиянии на других и эмоциональной вовлеченности, то он увидит, что в некоторых случаях сходство между партнерами может быть причиной конфликтов, а в некоторых случаях – облегчать взаимоотношения. То же можно сказать и о различиях. Все это говорит о том, что не существует простых схем, овладение которыми сделает познание и понимание других людей легким и нехитрым.

Постичь межличностные отношения, понять то, что действительно происходит между нами, невозможно, используя один, пусть даже самый изощренный метод. Но если мы будем сопоставлять множество различных точек зрения, эмпирически проверять разные суждения и представления, мы сможем углубить свои знания о человеке.

Просмотров: 2791
Категория: »

Способствует формированию наших желаний, достижении целей и получения удовлетворения от них. К сожалению, она же может сильно искажать наше восприятие реальности, сбивая нас с нашего собственного пути и водя по кругу. Одна из причин – это вовлеченность в самые разные предметы, явления, обстоятельства и в людей.

Как к жвачке

Эмоциональная вовлеченность означает, что мы не остаемся равнодушными, а, правильнее сказать, настолько вовлеченными в различные ситуации, что это вызывает удивление. Ведь, на первый взгляд они не представляются настолько значимыми для нас.

Можно сказать, что мы движемся в потоке жизни и постоянно сталкиваемся с ситуациями, в которых залипаем. Можно даже сказать, к которым прилипаем, как к жвачке. Очевидно, что каждая такая ситуация может вызвать целый каскад переживаний. Сильные переживания не слишком хороши, поскольку мы в них теряем контроль и совершаем действия, оправдать которые самим себе бывает не просто. Более того, сильные переживания неизменно накладывают влияние на всю нашу жизнь, и это не то, что нам нужно на самом деле.

С детства и естественно

Все начинается, конечно, с детства. Ребенку нужная эмоциональная привязанность к родителям и, если они по отношению к нему холодны, то вряд ли ребенок вырастет психологически здоровым.

То есть, сама по себе эмоциональная привязка естественна и необходима во многих случаях, особенно по отношению к родным и близким.

Это, кстати, очень хорошо понимают PR-специалисты, использующие соответствующие образы в рекламе. Например, образы детей, любящих супругов, стариков-родителей.

Работодатели, распевая утренние гимны, пытаются создать из коллектива семью и получить глубокие эмоциональные привязки к работе.

В целом, во всем этом нет ничего ужасного. Неприятности начинаются, когда мы вовлекаемся слишком сильно. Например, в офисе приятно ощущать чувство локтя и готовность коллег оказать помощь, но, скажем, жертвовать своим будущим ради преданности своему делу, пожалуй не стоит. Но бывает.

В кинотеатрах люди плачут, смеются, сжимают кулаки за главного героя. Это все эмоциональное вовлечение. Кто-то из них после сеанса встретит своего злодея и попробует его одолеть. И, возможно пострадает.

Чем плохо эмоциональное вовлечение?

Излишняя эмоциональная вовлеченность говорит о том, что наша личность слишком подвержена внешнему воздействию. Наши эмоции легко перекрывают голос разума и мы, словно голодная собачонка идет за ситуацией. Еще эмоциональная вовлеченность, как правило, говорит о слабости критического мышления и способности самостоятельно принимать решения.

Что-то вы делает правильно

realworkhard / Pixabay

Вовлеченность говорит о том, что что-то вы делаете правильно с точки зрения своих ценностей, это реакция именно на них. Ценности – это то, что вы считаете верным и образующим вашу систему координат. Но, их важная характеристика – это осознанность. Неосознанная ценность – это не ценность, а установка, привитая в детстве. Все они должны быть пересмотрены, когда вы вступаете во взрослый мир. Установки – это мир наших родителей. Может быть они подойдут и нам, а, может быть и не подойдут вовсе.

Как снизить свою эмоциональную вовлеченность

Если мы во что-то эмоционально вовлекаемся, значит это для нас важно. Мы всегда в состоянии увидеть повышение своего эмоционального фона в ответ на какие-то внешние стимулы. Поэтому просто посмотрите, в какой именно ситуации это происходит. И, конечно, задайте себе вопрос, почему именно меня это так волнует?

Понять

Таким образом, чтобы снизить эмоциональную вовлеченность, ее сначала надо идентифицировать и спросить себя, что происходит.

Зачем мне это?

Скажите себе, что вы самостоятельная взрослая личность, которая не поддается первому же порыву, и не срывается, как осенний лист на ветру, при первом же эмоциональном позыве. Останавливайте себя и мысленно отгораживайтесь от ситуации. Ваша самооценка вполне позволяет это сделать. Обращайтесь в этот момент к себе «Что со мной сейчас происходит?», «Что я прямо сейчас делаю?», «Что я прямо сейчас буду делать?», «Зачем мне это?».

«Уменьшайте» ситуацию

Постарайтесь «уменьшить» ситуации, в которых вы «залипаете». Все меняется, проблемы закончатся, все пройдет как всегда. Поэтому, не надо придавать всему слишком большое значение.

Придавайте значение себе

Придавайте большее значение себе. – Ни один человек в мире не может быть выше вас, поскольку вы значимый человек и можете выбирать, как реагировать. А, если кто-то эмоционально просит помощи, это означает, что это ему что-то нужно от вас, и это его проблема. А вот вы готовы сделать чужую проблему своей?

Вы – на первом месте


Эмоциональная вовлеченность мешает людям логически и трезво подходить к оценке ситуаций. Мы оцениваем обстановку не только из конкретных текущих фактов, но и на основе нашего предыдущего опыта взаимодействия с этими действующими факторами (другие люди и явления). Наше отношения к конкретным действиям конкретных людей пристрастно, особенно в плане объяснения мотивов (он это сделал на зло мне или пытается мне навредить). Ситуации причем самые разнообразные могут быть, и деловые, и межличностные. В клинических случаях “дождь идет на зло мне”.

Абстрагироваться от эмоций и начать оперировать только фактами очень сложно (да еще в условиях недостатка фактов), поэтому осознано или неосознанно люди обращаются за помощью к другим людям, для оценки конкретной ситуации. Именно потому, что наш (чаще всего хороший знакомый) консультант не имеет эмоциональной вовлеченности в конкретную ситуацию в конкретной среде, а значит может трезво толковать и объяснять происходящее. В 90 процентах случаев советы нашего знакомого это “не накручивай себя, успокойся”, причем в равной степень относится и к женщинам, и к мужчинам. Разве что базовый уровень эмоциональной вовлеченности женщины на порядок выше, им чаще такие консультации нужны бывают и тут кроется главная проблема, что через несколько консультаций консультант сам становится эмоционально вовлеченным и начинает советы давать, как “нам с той сукой разобраться, что гадит тебе” – налицо положительная обратная связь, накрученная подругами и родственницами женщина совершает совершенно безумные и нелогичные поступки, о которых мужчины еще долго рассказывают в ужасе (чаще, увы, в контексте почему мы расстались).

Мужчины, как я уже писал выше, тоже подвержены эмоциональной вовлеченности, хотя стараются трактовать любые вещи напрямую. Типа, в метро на ногу наступили это просто нечаянно, черный кот перешел через дорогу – это просто кот перешел через дорогу, ночью приснилась сосиска – это просто сосиска, и тд. То есть факты мужчинами трактуются в буквальном их смысле и не додумываются никогда. Если девушка на улице улыбнулась, это значит что она срочно хочет заняться с вами сексом, а если не улыбнулась, то хочет, чтобы вы с ней занялись сексом, но стесняется об этом сказать. Как видите, мужская логика безупречна, если в нее не вносят помехи женщины

Интересный факт, большая часть успешных бизнесменов или просто руководителей высокого ранга это как раз малоэмоциональные люди (в рабочей обстановке) – включая женщин. То есть посмотрите на ту же Меркель или Маргарет Тэтчер, или Кондолизу Райс и Хиллари Клинтон – даже улыбки абсолютно искусственные, за которыми твердая воля и логика. И сравните с нашими женщинами политиками, так вот наши женщины в полном смысле этого слова – эмоциональные, живые и непредсказуемые (красивей на порядок и это даже не обсуждается, посмотрите депутаток Госдумы – был бы Сноуденом сбежал бы в Россию из АНБ после первой же трансляции пленарного заседания). Для успеха дела я бы пригласил на их место Меркель с Райс, если удастся их захантить (последняя не у дел, кстати, такие кадры пропадают).

Ну так о чем это я? Да в принципе просто хотел свою очередную шовинистическую мысль изложить, что меньшая базовая эмоциональная вовлеченность мужчин позволяет им гораздо более трезво оценивать ситуацию и принимать решения, . Есть только один минус, что эта мужская мегалогика не включает в себя понимание женщин (ибо совершенно неколинеарные логики у них), поэтому приходится изучать женскую и пытаться ее обобщить. Увы, женщины для мужчин один из самых сильных эмоциональных факторов (и срочно запретить женские слезы, как оружие массового поражения) и это мешает мужчинам находить разумные подходы к обобщению этой самой женской логики.

И тут я понял, мужчинам нужен свой независимый и не поддающийся эмоциональному вовлечению женщинами консультант, и это не другие мужчины (тем более женщины). Тарапапам! Лучший выбор в данном случае это кот. Да, гениально же? Каждый мужчина обязан завести себе кота, чтобы консультироваться с ним по вопросам общения с женщинами. Ты, значит, у кота своего спрашиваешь – как ты думаешь, что она имела ввиду под…а он в ответ смотрит на тебя лениво одним глазом и снова дремать…а ты ему – да, ты совершенно прав, не стоит забивать себе голову, пойду лучше куплю себе новый вертолет на радиоуправлении стреляющий водой.

PS Сдаю котов-консультантов в аренду, оплата почасовая, питание за ваш счет. Ни в коем случае не давать гладить их женщине, как бы она не просила и не уговаривала котика к себе на коленки дать, пока она сама не станет мурлыкающей и послушной вам кошкой.

PSS Просьба женщин скрытого смысла и намеков в данном посте не искать, просто хотелось отвлечься.