Как распознавать директивное поведение. Директивный и недирективный стиль работы психотерапевта Директивное поведение
Стиль консультации может проявляться в виде директивного и недирективного ролевого поведения.
Директивный стиль консультации психотерапевта соответствует роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса. В случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника.
При директивном стиле консультации психотерапевта прежде всего используется социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства. Руководство предполагает традиционную медицинскую модель отношений «врач-больной», при которой основное значение придается влиянию врача на пациента.
Психотерапевт занимает доминирующую, активную позицию, а пациент относительно пассивен. Это целесообразно, когда пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства, а лишь усиливает его возможности по оказанию психологической помощи.
При директивном стиле психотерапевт структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии. Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации с психотерапевтом позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные установки, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной консультации психотерапевт задает структуру беседы и сам направляет ее ход, осознанно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией.
Все разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованы, когда речь идет о медицинских аспектах болезни и лечения. При этом психотерапевт у следует учитывать, что его личные морально-ценностные ориентации могут быть иными, чем у пациента. Например, в процессе консультации психотерапевта не допускается прямых советов по вопросу брака и семьи, выбора профессии или перемены работы и т.д.
При директивном стиле консультации психотерапевт использует внушение, моделирование, тренинг, положительное подкрепление для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения. Примером может служить поведение психотерапевта-бихевиориста, который разрабатывает подробную программу поведения пациента.
При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта менее популярно, так как основным терапевтическим фактором здесь является влияние на человека самой группы. Директивный стиль группового психотерапевта обусловлен тем, что на первом этапе работы группы, необходимо установление и принятие всеми членами группы правил, групповых норм поведения, которые определяют безопасность ее членов (правило неразглашения, например).
Недирективное поведение при консультации психотерапевта проявляется в следующем – он внимательно слушает пациента, проявляет сочувствие, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем его требованиям и пожеланиям, создает для него атмосферу эмоционального комфорта. Такое поведение является базисом для терапевтического союза, рабочего альянса или неавторитарного сотрудничества психотерапевта и пациента. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности и при решении проблем собственной жизни. При недирективном стиле консультации психотерапевта преобладают темы, которые привносит сам пациент.
Недирективный групповой психотерапевт предоставляет членам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, старается не влиять на динамику действия, не навязывает исполнения норм и правил. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации (прояснения). При этом неопределенность высказываний психотерапевта побуждает больного к активности и самостоятельности, способствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективный стиль консультации психотерапевта наиболее точно представлен “триадой Роджерса” - эмпатия, принятие и аутентичность.
Нельзя утверждать, что не директивная консультация психотерапевта лучше директивной, или наоборот. Стиль психотерапевта может быть различным в зависимости от особенностей личности клиента, его потребностей, общей клинической картины. Для психотерапевта важно осознанно и гибко сочетать две эти полярные формы ролевого поведения, их произвольный выбор в зависимости от особенностей лечебного процесса.
При написании статьи использованы материалы “Психотерапевтической энциклопедии” под редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1998.
– психотерапия, йога, медитация.
, психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости»
Известны пять директив˸
Будь совершенным/совершенной Нравься (другим) Упорно Пытайся Будь сильным/сильной Торопись.
Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица .
Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой.
Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив.
Будь Совершенным/Совершенной
Слова ˸ Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения , например˸
"Сегодня, как я уже говорил , я расскажу вам о директивах." "ТА, можно сказать , представляет собой теорию личности."
Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры˸ так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, вне всяких сомнений, наверное, как мы видели .
Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например˸ "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию".
Интонации ˸ Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.
Жесты ˸ Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика".
КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КАК РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ" 2015, 2017-2018.
^ ДИРЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руководителя терапевтического процесса, возложение им на себя ответственности за достижение психотерапевтических целей и ди-дактичность.
Директивная позиция психотерапевта (си. Директивное и недирективное поведение психотерапевта) может сочетаться с авторитарностью или партнерством в выборе целей психотерапии. Термин редко используется самими директивными психотерапевтами и обычно применяется в качестве противопоставления недирективнои психотерапии в критическом смысле
К Д. п. относятся методики поведенческой психотерапии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии. директивные формы психотерапии являются преимущественным методом работы с регрессивными, дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и детьми. Директивная групповая психотерапия (directive didactic group psychotherapy) первоначально была применена Маршем (Marsh L. С.) для пациентов, содержащихся в исправительных учреждениях. К преимуществам Д. п. следует отнести то, что психотерапевт может высоковероятностно прогнозировать время и качество терапевтических изменений у пациента и более структурированно, планомерно реализовать и контролировать их, имеет возможность работать с пациентом в более интенсивном и краткосрочном режиме.
^ ДИРЕКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ТОРНУ. В конце 40-х гг. Торном (Thorne F. С.) предложена модель психотерапии, включающая ряд психотерапевтических приемов, которые автор считал оригинальными. Чаще всего больному предоставляется информация, с тем чтобы переориентировать его мировоззрение. Психотерапевт прибегает кконфронтации пациента с фактическими сведениями о нем, стремясь добиться переоценки его установок. История болезни используется Торном в целях как диагностики, так и терапии, и способствует установлению контакта, облегчению катарсиса, ободрению больного и достижению инсайта. К решению последней задачи неосознаваемые компоненты переживаний не привлекаются.
Более активным приемом является терапевтическое использование конфликта. Там, где социальной дезадаптации способствует низкая озабоченность больного создавшимся положением, могут намеренно вводиться конфликты. Больного стимулируютк переосмыслению своих установок в направлении реальности; целесообразна резкая конфронтация его с непоследовательностью поведения и мотивации наизменение его в сторону большей адаптивности.
Степень директивности различна для каждого отдельного больного и варьируется от дружеского участия до энергичной настойчивости. Торн признает, что термин “директивная психотерапия” слишком ограничен и не дает достаточно полного представления о его методе и призывает к комплексности и интегративности психотерапевтического подхода.
^ ДИРЕКТИВНОЕ ГРУППОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЯВУ ДУБРОВСКОГО. Суггестивный прием, реализуемый в бодрствующем состоянии. Методика предложена К. М. Дубровским для “одномоментного снятия заикания”. “Снятие заикания” проводится одномоментным императивным внушением, в группе, а достигнутые результаты закрепляются в последующих 3-4-кратных встречах с врачом и логопедом. Как и другие одномоментные способы воздействия, широко применявшиеся отечественными учеными для устранения заикания и при ликвидации постконтузионного сурдомутизма (В. А. Гиляровский, А. М. Свядощ, В. М. Шкловский и др.), этот прием направлен на устранение симптома, а не причины болезни. Используется как вспомогательное эффективное психотерапевтическое воздействие, поскольку целью его применения является достижение хотя бы кратковременного успеха, который убеждает больного в сохранности речи и способствует дальнейшему лечению.
^ ДИРЕКТИВНОЕ И НЕДИРЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА. Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с другой - меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента. Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений “психотерапевт - пациент” отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения.
При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный, социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство отражает традиционную медицинскую модель отношений “врач - больной”, при которой основное значение придается влиянию врача на пациента. Психотерапевт занимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии. Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией. Каковы границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента. Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использует внушение, моделирование, тренинг, положительное подкрепление для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения. Примером может служить поведение психотерапевта-бихеви-ориста, который составляет для пациента подробную программу определенного поведения.
При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения, Усиление активности и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов.
Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования. Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении.
Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной. Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание.
Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации. При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и "утентичность. Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей лечебного процесса.
^ ДИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КОНДАША. Вариант поведенческой психотерапии, разработанный словацким психологом Кондашом (KondaS О., 1976). Термин “дисцентный” происходит от лат. discere - узнавать, познавать. В отличие от традиционной терапии поведения, Д. п. К. основывается на следующих основных принципах:
1. Касающихся развития и устранения расстройств:
1) признание значения психогенетических факторов;
2) исторический принцип развития невротических расстройств;
3) принцип взаимной интеракции нарушенной и ненарушенной психической деятельности;
4) применение принципа психологической связи по отношению к терапевтической связи.
2. Вытекающих из специфики человеческого обучения:
1) принцип деятельности, находящий свое выражение в активности человеческого обучения;
2) его психосоциальный характер;
3) его рационально-когнитивный характер;
4) особые возможности специфического применения некоторых общих принципов обучения и обусловливания, например принцип подкрепления, интерференции или инкубации.
Для устранения страхов Кондашом предложен модифицированный метод система-тической десенсибилизации
в виде групповых занятий. Автор рекомендует учитывать при воспроизведении ситуаций, вызывающих страх, также действительные события, имевшие место в жизни пациента; такое развитие метода позволило создать прием, названный им реагирующей десентизацией. Кондашом разработаны приемы для устранения тиков и коррекции дислекции. Приведенные выше принципы были использованы также для повышения эффективности восстановительной терапии и реабилитации.
^
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
(long-term psychotherapy). Психодинамический психотерапевтический процесс. О Д. п. можно говорить, когда курс лечения превышает 40-50 сеансов. Длительное лечение, по сути, не имеет фиксированного конца, часто курс психодинамической психотерапии длится несколько лет. Продолжительность лечения зависит от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса. Психотерапевтические занятия обычно проводят два-три раза в неделю (в отличие от одного сеанса в неделю при краткосрочной психодинамической психотерапии (brief psychodynamic psycho-therapy)). Частые встречи с пациентом позволяют врачу глубже проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса,
а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. Д. п. сосредоточивает внимание на разделяемом с психотерапевтом прошлом пациента (в то время как краткосрочная психодинамическая психотерапия сфокусирована на главном конфликте и в большей степени опирается на способность самого пациента делать обобщения и применять на практике то, что было достигнуто в ходе психотерапевтической работы). По мере углубления взаимопонимания между пациентом и психотерапевтом расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутренние бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет в конце концов завершить процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R.J, Sonnenberg S. М., Lazar S. G.,
1992) выделяют следующие критерии завершения психодинамической психотерапии. Пациент: 1) чувствует ослабление симптомов, симптомы воспринимаются как нечто чуждое; 2) осознает свои характерные защитные механизмы; 3) способен понять и признать свои типичные реакции переноса; 4) продолжает самоанализ
в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов. В идеальном случае вопрос о завершении лечения поднимает сам пациент, однако его может поставить и психотерапевт, анализируя рассуждения и переживания пациента по этому поводу. Дата завершения лечения устанавливается по взаимному согласию психотерапевта и пациента за несколько месяцев, а иногда и за полгода.
^
Ж
ЖЕТОННАЯ СИСТЕМА
(token economy). Направлена на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения психотерапевтически желательного поведения пациента. Теоретической основой методики является модель оперантного обусловливания Скиннера
(Skinner В. F,). Пациент, ведущий себя требуемым образом, получает специальные жетоны, которые может далее обменивать на определенные льготы.
Методику предложили Айллон (Ау11оn Т.) и Азрин (Azrin N. Н.) в 1968 г. Она наиболее эффективна при лечении пациентов с хроническими нарушениями психики, содействует успеху реабилитации пациентов.
^
З
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА.
3.
о. п. представляет собой довольно распространенную особенность пациентов, проявляющуюся в процессе психотерапии. Большинство пациентов в начале лечения имеют неоднозначную мотивацию относительно формирующихся взаимоотношений с психотерапевтом: с одной стороны, стремление к независимости и противодействие контролю и давлению, а с другой - поиск поддержки, опоры и помощи. У здорового человека баланс потребностей в независимости - зависимости в процессе социализации претерпевает изменения: зависимость уменьшается, а независимость возрастает. При некоторых обстоятельствах у любого человека зависимость может периодически возрастать, например во время болезни, независимость также может возрастать, например в случае успеха или в полностью контролируемых опасных ситуациях. В соответствии с представлениями В. Н. Мясищева,
зависимость, становясь все более устойчивой формой отношения пациента к другим, может трансформироваться в невротическую зависимость как черту характера.
В психотерапевтическом плане невротическая зависимость связана с таким типом поведения, когда пациенту кажется, что он может добиться прогресса только в той мере, в которой он получает от психотерапевта нечто, отсутствующее у него самого. Он опирается на врача, а не работает с ним, стремится избежать расставания, а не добиться независимости (Лоуэр - Lower R. В., 1967).
Согласно психоаналитическим представлениям, зависимость является проявлением посредничества Я в интрапсихичес-ком конфликте, выражением сопротивления и защиты. Эта зависимость проистекает из недостаточной удовлетворенности и формирования чрезмерных требований в период оральной фазы психосексуального развития, а также из переживания страха расставания в анальной фазе развития. Влечение к доминированию анальной фазы подавляется при продолжительной зависимости, но другие анальные побуждения проявляются в пассивно-агрессивном контроле объекта зависимым пациентом. В своей зависимости больной стремится избежать садистских побуждений, свойственных более поздним фазам. Эти желания победить соперника и отомстить объекту, принесшему разочарование (переживания в контексте эдипова конфликта), вызывают тревожность, связанную со страхом кастрации и расставания, что является основной мотивирующей силой при регрессии к зависимому поведению.
3. о. п. как сопротивление проявляется в том, что пациент противодействует анализу переноса, сосредоточивает внимание на реальных аспектах взаимоотношений с психотерапевтом и пытается превратить его в самого значимого человека в своей жизни. Психотерапевт воспринимается как главный источник силы. Инсайт не влечет за собой изменения поведения, пациент стремится быть “хорошим”, он не меняет свою жизненную ситуацию, так как это грозит окончанием лечения и прекращением взаимоотношений с психотерапевтом.
Чтобы фундаментально изменить человека по мнению Фрейда (Freud S.), необходимо вовлечь его в эмоционально заряженные взаимоотношения и использовать З. о. п. для оказания влияния на него в желаемом направлении. В психоанализе появление 3. о. п. рассматривается как признак прогресса, так как это может способствовать разрешению трансферентного невроза. Однако есть опасность возникновения устойчивой привязанности к психотерапевту, что может необоснованно затянуть процесс лечения. На пути выработки более сильного Я пациент вначале обучается доверять врачу, с тем чтобы на основе доверия-зависимости развить свою независимость. Разумеется, психотерапевт не поощряет зависимость, но может и не предпринимать никаких мер по противодействию углублению 3. о. п.
В основе 3. о. п. может быть невротический конфликт зависимости - независимости, который отражает столкновение инфантильных притязаний на опеку и стремления Я к активности и независимости. Нередко манипулятивный поведенческий стереотип проявляется в том, что зависимый и беспомощный пациент, внешне играющий второстепенную роль, фактически пользуется этим для достижения контроля и доминирования над другими людьми. Такой больной инстинктивно вовлекает психотерапевта в подобного рода коммуникацию, при этом он апеллирует к нередко имеющейся у последнего неосознаваемой им потребности быть всемогущим.
В процессе психотерапии важно сфокусировать внимание на проработке конкретных травмирующих переживаний, связанных с зависимостью. Психотерапевт сосредотачивает усилия на мобилизации саногенных личностных ресурсов пациента, на преодолении его привычного стремления отстаивать свою зависимость, переориентируя его в сторону развития независимости. При использовании психофармакотерапии необходимо учитывать возможность хронизации З. о. п. у такого пациента, сочетающейся нередко в этом случае с психологической зависимостью от транквилизатора. Даже эмоциональная поддержка как вид психотерапевтического воздействия в отношении зависимых индивидов может таить опасность ограничения роста независимости. Также существенным может быть период завершения психотерапии и прекращения взаимоотношений “пациент - психотерапевт”, В трудных случаях может оказаться эффективным участие котерапевта в виде либо постоянной совместной работы, либо поочередных приемов пациента. Иногда полезно предварительно вместе с больным установить конкретный срок окончания лечебного курса и четко ориентироваться в процессе выполнения психотерапевтических задач на эту дату, добиваясь усиления Я пациента и развития его независимости от психотерапевта.
122 0
Поведение психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом может устойчиво или динамически проявляться в ходе лечения в виде директивного и недирективного ролевого поведения. В каждый конкретный момент лечебного процесса врач должен учитывать, с одной стороны, свои стратегические задачи, а с другой - меняющиеся потребности, ожидания и установки пациента. Когда речь идет о директивном поведении психотерапевта, то обычно описывают роли руководителя, учителя, опекуна, менеджера, организатора лечебного процесса, в случае же недирективного поведения - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Данный аспект взаимоотношений «психотерапевт-пациент» отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения. При директивном поведении психотерапевта прежде всего используется общепризнанный, социально обусловленный авторитет врача как специалиста для формирования взаимоотношений по типу руководства, в котором психотерапевту принадлежит непосредственная власть. Руководство отражает традиционную медицинскую модель отношений «врач-больной», при которой основное значение придается влиянию врача на пациента. Психотерапевт занимает доминирующую, активную позицию, а больной остается сравнительно пассивным, малоактивным. В этом случае пациенты из-за их личностных особенностей или в связи с характером заболевания неспособны к самостоятельности, они зависимы, ищут опеки, полностью полагаются на указания врача. Психотерапевт при такой форме ролевого поведения должен осознавать, что этот авторитет не является выражением превосходства его личности, а усиливает его возможности по оказанию помощи. При директивном поведении психотерапевта он структурирует ход лечения, определяет обязанности и права пациента, требования сотрудничества в терапии. Иногда он утверждается по отношению к больному в роли хорошего родителя или авторитетного лица. Психологический механизм идентификации позволяет пациенту усвоить необходимые конструктивные позиции, взгляды и способы поведения в жизненных ситуациях. При директивной постановке вопросов врач создает свою структуру беседы и сам направляет ее ход, намеренно затрагивает определенные темы в соответствии с разработанной стратегией. Каковы границы влияния психотерапевта на больного при директивном стиле их общения? Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованны, когда касаются медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда на них влияют морально-ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у пациента. Например, взгляд психотерапевта на проблемы брака и семьи, выбора профессии или перемены работы может отражать его личный опыт, вызывая некоторое искажение объективного видения проблем пациента и путей их решения. При этой форме ролевого поведения врач использует внушение, моделирование, тренинг, положительное подкрепление для формирования более зрелых способов восприятия, переживания и поведения. Примером может служить поведение психотерапевта-бихевиориста, который составляет для пациента подробную программу определенного поведения. При проведении групповой психотерапии директивное поведение психотерапевта в общем оценивается невысоко, особенно психологами. Оно формально определяется степенью его активности и инициативности в ведении группы. Директивный психотерапевт планирует ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Психотерапевт, относительно активный и директивный в первой фазе функционирования группы, стремится создать безопасную атмосферу новым, дезориентированным больным, привить им групповые нормы поведения. Усиление активности и директивности оправданно во время использования психотерапевтических приемов. Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее успешного функционирования. Существуют разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы Роджерса (Rogers С. R.) создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении. Недирективное поведение врача включает все то, что в широком понимании составляет роль психотерапевта. Он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям пациента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса, в психодинамической психотерапии, партнерства как формы неавторитарного сотрудничества в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Эта форма взаимоотношений врача и больного труднее для них, чем руководство, но более продуктивна, когда речь идет не о поддержке и укреплении личности пациента, а о ее коррекции и изменении в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем собственной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, которые привносит больной. Психотерапевт ориентируется на сказанное пациентом и при этом мысленно выделяет определенные аспекты, например эмоциональное переживание. Недирективный групповой психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не влияет на динамику действия, не навязывает исполнения норм. Он использует преимущественно технику отражения и кларификации. При этом неопределенность высказываний врача побуждает больного к повышенной активности, благоприятствует проявлению в его речи богатого психопатологического материала - неконтролируемых и иррациональных мыслей и чувств, важных с диагностической и терапевтической точек зрения. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) Роджерса - эмпатия, принятие и аутентичность. Для психотерапевта широкой ориентации важно оптимальное и гибкое сочетание этих двух полярных форм ролевого поведения, смена их в зависимости от особенностей лечебного процесса.
Значения в других словарях
Директивная Психотерапия По Торну
В конце 1940-х гг. Торном (Thorne F. С.) предложена модель психотерапии, включающая ряд психотерапевтических приемов, которые автор считал оригинальными. Чаще всего больному предоставляется информация, с тем чтобы переориентировать его мировоззрение. Психотерапевт прибегает к конфронтации пациента с фактическими сведениями о нем, стремясь добиться переоценки его установок. История болезни использу...
Директивное Групповое Воздействие Наяву Дубровского
Суггестивный прием, реализуемый в бодрствующем состоянии. Методика предложена К. М. Дубровским для «одномоментного снятия заикания». «Снятие заикания» проводится одномоментным императивным внушением в группе, а достигнутые результаты закрепляются в последующих 3-4-кратных встречах с врачом и логопедом. Как и другие одномоментные способы воздействия, широко применявшиеся отечественными учеными для...
Дисцентная Психотерапия Кондаша
Вариант поведенческой психотерапии, разработанный словацким психологом Кондашом (Kondas О., 1976). Термин «дисцентный» происходит от лат. discere - узнавать, познавать. В отличие от традиционной терапии поведения, Д. п. К. основывается на следующих основных принципах: 1. Касающихся развития и устранения расстройств: 1) признание значения психогенетических факторов; 2) исторический принцип развития...