Техника игры медиатором и ее особенности. Медиатор, бой и перебор: особенности гитарной техники Для игры на гитаре используют медиатор

Медиатор (плектр) – металлическая, пластмассовая или костяная пластинка, которая используется для извлечения звука во время игры на струнных инструментах. Очень часто медиатор используют во время игры на инструментах, для которых традиционно защипывание струн пальцами, к примеру, на гитаре.

Для чего нужен медиатор

Медиатором играют на гитарах практических всех видов и типов, то есть медиатор подходит для игры, как на электрических, так и на акустических гитарах.

Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на . Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.

Толщина медиатора должна составлять 1,5-2,0 мм. Слишком толстый медиатор будет затруднять извлечение звука, а игра слишком тонким медиатором сопровождается треском. Тонкие медиаторы подходят для (нейлоновый, гибкий и мягкий). Толстый подходит для игры на электрогитаре. Край медиатора у заостренной части обязательно должен быть чуточку сточен, хорошо отшлифован. Шлифовка осуществляется трением края медиатора о древесный уголь или мел, положенный на материю. Также советуем отшлифовать с обеих сторон кончик медиатора.

Медиатор подходит для игры на гитаре и простым (ритмическими рисунками), и переменным штрихом. Игра медиатором позволяет исполнять быстрые нотные партии, а также добиваться извлечения чистого звука.

Техника игры медиатором

Техника игры медиатором имеет огромное значение, впоследствии влияет на качество и свойства извлекаемого звука. Следует заметить, что у каждого гитариста данная техника уникальна. При этом каждый приспосабливается к игре медиатором по-своему.

Как правильно держать медиатор

Медиатор берется указательным и большим пальцами. Кончик медиатора не должен выступать своим краем более чем на четверть из-под пальцев, потому что в противном случае медиатор в руке будет держаться слабо и не очень плотно. Зажимать очень сильно большим пальцем медиатор не рекомендуется, иначе он попросту сломается. Остальные три пальца должны быть согнуты в суставах настолько, чтобы они не могли ударяться во время игры о струны. С обеих сторон медиатора можно нанести точечные насечки с целью, чтобы медиатор при игре не выскальзывал из руки.

Как играть медиатором на гитаре

Первый способ игры медиатором
Кисть руки должна находиться параллельно подставке гитары и свободно перемещаться над струнами. Не следует прижимать ее к подставке струн. Играя отдельные аккорды, работают лишь предплечье и локтевой сустав.

Второй способ медиаторной техники
Данный способ используют для полных мелодий или соло-партий. Игра переменным штрихом требует небольшого прижатия кисти к струнной подставке. Размашистые движения кистью не приветствуются. Рекомендуем извлекать звуки так, чтобы каждый удар медиатором по струнам был симметричен, то есть имел одинаковые силу и угол наклона.

Также можно выделить еще два способа, игры медиатором на гитаре:

  • Гитарист ударяет по струнам лишь в одном направлении (чаще всего сверху);
  • Медиатор двигается то вверх, то вниз (прием называется переменным штрихом).

Иногда гитаристы пользуются приемом pick scratch, когда медиатор скользит по струнам вдоль грифа и извлекает визжащий скребущий звук. Нередко используют медиатор при игре на гитаре.

Как правильно играть медиатором

Удары медиатора по струнам необходимо производить стремительными движениями кисти руки. Движение должно быть тем стремительнее, чем короче необходимая длительность звучания аккорда.

Равномерность ударов медиатора имеет немаловажное значение в обучении.

Предлагаем небольшое упражнение. Перед каждым ударом помещайте кончик медиатора между 4-ой и 5-ой струной, затем сразу производите удар.

Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.

Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.

Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.

Упражнение первое.

Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.

Записано:

Исполняется:

Упражнение второе.

На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.

Записано:

Исполняется:

Хорошего всем дня и отличного настроения! Я вновь рад приветствовать вас на страницах своего блога, дорогие друзья! Очередная порция полезного контента сегодня вольется в ваши светлые головы и озарит новыми знаниями. Техника игры медиатором и ее особенности – именно об этом пойдет сегодня речь в этой небольшой, но полезной статье.

Медиаторная техника – это то, как вы извлекаете звуки из своей гитары при помощи медиатора. Причем не станет преувеличением высказывание, что каждый гитарист обладает своими особенностями игры медиатором. Эти особенности выражаются у каждого по-разному. Например, есть много разновидностей хвата медиатора. Здесь важно, под каким углом гитарист держит медиатор, или как у него работает кисть во время игры.

Но совершенно точно можно определить то, как следует держать . Понятно, что берется он двумя пальцами – большим и указательным. Однако стоит следить за тем, чтобы кончик медиатора не выступал более чем на четверть из-под пальцев, иначе он не будет плотно держаться в пальцах. Также усилие прижатия медиатора большим пальцем не должно быть слишком сильным, иначе вы рискуете попросту его сломать.

Какого-то универсального способа игры попросту не существует. Однако можно выделить две медиаторные техники, которые особенно интересны с точки зрения самой игры. И точно можно сказать, что они просты в изучении. Это простой гитарный бой (или игра ритмическими рисунками), а также прием, называемый переменным штрихом.

Начиная с техники гитарного боя, стоит отметить главное его отличие, а именно то, что кисть во время игры должна свободно перемещаться над струнами, а не быть прижатой к подставке струн. От этого следует и второе название метода – рука должна ритмично и достаточно быстро передвигаться. При этом сама кисть должна располагаться как бы параллельно подставке, а не . Плечо во время игры не должно совершать никаких действий, работает лишь предплечье и локтевой сустав. Таким образом, вы можете играть отдельные .

Полные мелодии или соло-партии играются вторым способом. В случае метода переменного штриха ваша кисть уже становится немного прижатой к струнной подставке и получает меньше воли. Перемещаться кисть должна в соответствии с тем, на какой струне вы играете. Движения не должны быть размашистыми, вы как бы играете в сторону гитары. Также важно, чтобы «удар» по струне был симметричным в обе стороны, то есть наклон медиатора был одинаковым и при движении кисти вверх, и при движении вниз.

Вообще, стоит сказать, что обучение медиаторной технике – это довольно монотонный процесс. Начинающие пробуют себя с изучения гамм и всевозможных упражнений, описанных в книгах. Однако со временем все они приедаются и надоедают. Здесь следует принять на вооружение следующий факт – будет намного интереснее заниматься своей техникой, если в качестве материала для обучения вы возьмете те мелодии, которые знаете и любите. Кроме того, можно привносить что-то новое, просто глядя на игру уже опытных гитаристов. Это тоже будет довольно занимательно, если вы будете пытаться перенять манеру игры любимого артиста.

Причем не стоит заблуждаться, что с самого начала у вас будет получаться идеально. Необходимо подходить к работе над техникой, что называется, скрупулезно, но в тоже время с некоторой постепенностью. Это значит, что начиная с малого и постепенно двигаясь вперед, успех придет к вам быстрее.

В завершении хочу добавить, что только постоянная практика принесет свои плоды. Не ленитесь тренироваться хотя бы пару часов в день и через месяц вы уже увидите неплохой результат. Так что занимайтесь и все у вас будет ок. До новых встреч!

Держите медиатор (или плектр) между большим и указательным пальцами. Удерживайте его достаточно плотно, чтобы иметь возможность играть по струнам, но не на столько, чтобы он оставался неподвижным. Медиатор должен задевать струны, а не загребать их. Используйте медиатор того размера, который подходит лично для вас; учитесь правильно держать руки на гитаре и играть боем или перебором, сохраняя при этом чистоту звука.

Шаги

Хват медиатора

    Возьмите медиатор играющей рукой. Большинству людей удобнее играть боем и перебором на гитаре, используя для этого доминантную руку, а работать с грифом и зажимать аккорды другой рукой. Возьмите гитару и, поиграв ею в руках, найдите самое удобное положение.

    • Поместите вашу не доминантную, "аппликатурную" руку вдоль гитарного грифа; при этом большой палец должен придерживать обратную часть грифа, а остальные пальцы лежать на струнах.
    • Расположите вашу доминантную, играющую руку в верхней части корпуса гитары, там, где заканчиваются лады, и, покачав ею немного, более точно прочувствуйте удобную позицию. Если вы используете акустическую гитару, то расположите пальцы над резонаторным отверстием; при использовании электрогитары необходимо поместить пальцы между последним ладом и звукоснимателями.
  1. Удерживайте медиатор большим и указательным пальцами. Пальцы должны накрывать половину площади медиатора; некоторые медиаторы имеют специальную выемку, которая показывает правильное расположение большого и указательного пальца. Используйте крепкий, но не слишком, хват, чтобы кончик медиатора оставался подвижным. Не держите медиатор слишком свободно, иначе он может попросту выпасть из руки.

    Найдите подходящий для вас хват. Здесь нет "правильного" или "неправильного" способа держать гитарный медиатор, но есть определенные способы манипуляции, которые помогают улучшить управляемость, качество звука и комфорт. Рассмотрим методы "О", "зажим" и "кулак".

    Поверните вашу кисть к гитаре. Плоский конец медиатора должен мягко лежать на струне, а его остальная часть располагаться при этом настолько перпендикулярно, на сколько это возможно. Угол запястья имеет важное значение при игре медиатором: в данном случае вы играете не столько при помощи пальцев, сколько кистью. Двигайте запястье вверх и вниз, чтобы играть боем и перебором, соло и рифы.

    Задевайте струны, а не загребайте их. Используйте медиатор, чтобы задевать струны: не так слабо, чтобы они еле звучали, но и не так грубо, чтобы ловить струну медиатором. Действуйте уверенно, но нежно. Старайтесь общаться с инструментом, а не командовать им.

    Техники игры с медиатором

    1. Ударьте струны гитары с расслабленной кистью и локтем. Бой – это полнозвучная форма игры на гитаре, из которой в своей основе и состоят гитарные ритмы. Держа медиатор между большим и указательным пальцами, аккуратно положите его кончик на самую толстую, верхнюю струну (в стандартном строе – это ми). Проведите кончиком медиатора по струнам, от самой толстой, до самой тонкой; при этом следует задевать подряд все струны. Ударьте быстро, чтобы ноты зазвучали вместе, после чего плавно сыграйте каждую из них отдельно от аккорда; сыграйте мягким боем, для получения более тихого звука, а для увеличения громкости следует увеличить давление на струны.

      • Вы можете играть боем сверху-вниз (от верхней, толстой струны, до нижней, тонкой) и снизу-вверх (от нижней, тонкой струны до верхней, толстой). Также вы можете производить бой только по части струн (например, от 2-й до 4-й струны, или от открытой соль до открытой ми) для получения желаемого эффекта.
      • Играя боем, старайтесь держать определенные струны в форме аккорда. Игра боем является наиболее используемой техникой игры в репертуаре гитариста, потому необходимо научиться играть боем как можно более чисто. Убедитесь, что вы плотно зажали струны, когда применяете аппликатуру, и не отчаивайтесь, если в первое время ваши аккорды будут звучать глухо и неточно. Нарабатывайте силу ваших пальцев и продолжайте заниматься.
      • Повторимся: тонкие медиаторы используются для более мягкого и тихого боя, а толстые – для более напористого и мощного.
    2. Игра перебором. Иногда появляется необходимость сыграть только одну струну за раз, например, когда вы играете простую мелодию или хотите просто подчеркнуть ноту из длинного аккорда. Поместите кончик медиатора на струну, которую вы хотите сыграть (только на одну струну). Заденьте нужную струну медиатором и резко уберите его из плоскости строя, чтобы нечаянно не задать какую-либо из соседних.

      • Своей не доминантной рукой вы можете сформировать аккорд на грифе гитары, а затем сыграть одну или несколько нот подряд из этого аккорда. Старайтесь держать "формы" аккордов при переходе между техниками боя и перебора, что позволит избежать судорожного перемещения не доминантной руки по грифу.
      • Играйте ноты как можно более четко. На акустических инструментах, в сравнении с электронными, у вас могут быть трудности с достижением нужного "веса" и громкости при игре перебором. Используйте игру перебором, чтобы заполнить пространство между аккордами, взятыми боем.
    3. Существует альтернативный способ игры медиатором вверх и вниз по струнам, для повышения скорости и точности. Попробуйте создать поток между струнами: переберите их вниз, ударьте вверх, ударьте вниз, переберите вверх. Сделайте вашу игру более эффективной: этот способ позволяет увеличить скорость игры в два раза, упразднив необходимость возвращаться каждый раз в исходную точку.

    Выбор медиатора

      Определитесь, какой именно звук вы хотите получить. Большинство производителей медиаторов ставят на них отметки "thin"(тонкий), "medium"(средний) или "thick"(толстый), сопровождаемые размером в миллиметрах. Большинство пластмассовых медиаторов доступны с толщиной от 0,4 мм до 3 мм. Попробуйте начать с медиатором средней толщины (0,6-0,8 мм).

      • Толщина тонких медиаторов обычно колеблется в пределах 0,4-0,6 мм. Они лучше всего подходят для игры боем на акустическом инструменте, а также для любых других случаев, где необходимо громкое звукоизвлечение. Тонкие медиаторы часто используются для игры ритмической, средней партии в роке, поп-музыке и кантри; при этом получаемый с их помощью звук недостаточно мощный для тяжелых роковых рифов.
      • Медиаторы средних размеров находятся в диапазоне 0,6-0,8 мм. Их используют чаще всего: это хорошее сочетание жесткости и подвижности, которое позволяет одинаково хорошо играть, как ритм на акустике, так и рифы на электрогитаре. Медиаторы средней толщины не слишком подходят для жужжащей игры боем и для мощных рифов, но зато они универсальны.
      • Толстые медиаторы (толще 0,8 мм) позволяют производить мощное звукоизвлечение. На нижней грани этого диапазона (0,8 мм) вы будете располагать еще достаточной подвижностью для игры разнообразных ритмов, имея мощные полнозвучные аккорды, арпеджио и пассажи. В верхней части этого диапазона (более 1,5 мм) звук будет становиться чище, сочнее и теплее. Вы сможете добиться еще более глубокого и тяжелого звучания, используя самые толстые медиаторы (1,5-3 мм), которые применяют как джазовые, так и метал-гитаристы.
    1. Определитесь с материалом медиатора. Большинство дешевых медиаторов делают из пластика, и подобное решение способно удовлетворить ваши потребности на первое время, пока вы будете изучать основы. Не переживайте, если вы стерли конец пластикового медиатора – просто используйте другой.

      • Также вы можете найти более мощные резиновые или металлические медиаторы, которые разработаны специально для игры в определенном стиле. Используйте металлический медиатор для получения высокого, пронзительного звука и резиновый для более сочного, тяжелого.
      • Если вы не уверены в своем выборе, перепробуйте несколько видов медиаторов, прежде чем определиться окончательно. Вы можете найти медиаторы в большинстве музыкальных магазинов, в некоторых бутиках музыкально-культурного направления и в интернете. Попробуйте поиграть медиаторами ваших друзей, узнайте их толщину, кто производитель и что это за материал. Выясните, какой медиатор больше всего подходит вам: подбор медиатора происходит индивидуально.
    2. Используйте специализированные медиаторы для конкретных инструментов. Играющие на банджо музыканты не используют стандартные гитарные медиаторы: они используют пальцевые медиаторы (результат отличается от игры просто пальцами), которые крепятся на кончики пальцев и облегчают игру перебором. Если вы используете пальцевые медиаторы для банджо, в таком случае рассмотрите возможность посещения веб-сайта, посвященного технике игры на этом инструменте, или поспрашивайте в музыкальных магазинах. Обычно пальцевые медиаторы для банджо крепятся вокруг указательного, среднего и безымянного пальцев, в результате чего получаются острые "ногти-медиаторы", крепления которых загибаются на подушечки пальца, а сами они идут над ногтем.

Перед многими начинающими гитаристами встает вопрос – чем играть, пальцами или медиатором? Вопрос резонный, но не совсем правильный. В основном все зависит от выбора инструмента, например, на классической испанской гитаре играют пальцами, а точнее ногтями. Конечно, можно играть и медиатором, но в результате практически невозможно добиться от инструмента должного звучания.

Особенности выбора техники

Немного лучше дело обстоит с акустической и электрогитарами. Скоростные техничные соло гораздо удобнее играть медиатором, поэтому именно медиаторная техника задала основные пути технического развития этих инструментов. В отличие от классической гитары, у которой гриф шире, а расстояние между струнами больше, игра медиатором позволила сократить расстояние между ними и сделать гриф тоньше.

А чего я хочу?

Прежде чем выбрать что-то конкретное, нужно задать себе вопрос: а чего я хочу? Даже если в дальнейшем вы намерены освоить все основные стили игры (что вполне возможно и даже желательно), нужно с чего-то начинать. Если вам нравится классическая музыка, латиноамериканская или испанская страстность, мелодичные вальсы и романсы, мягкий и приятный звук, то однозначно стоит начать с классической гитары.

Хотите звонкого звучания, вам нравятся ранние британские группы или кантри? Подбираете инструмент для аккомпанемента вашему голосу? Акустика — идеальный вариант!

Если вам нравится большинство современных жанров, быстрые соло, “жирные” риффы, или Хендрикс, Гилберт, Вай, Сатриани, и огромное множество самых разных исполнителей. Если вам по душе классический rock-n-roll или пропитанный тяжелыми трудовыми буднями блюзз — электрогитара это ваш выбор!

При выборе гитары следует учитывать необходимые аксессуары. Для классической гитары это подставка для ноги, это обусловлено техникой игры, о ней мы поговорим позже.

Для электрогитары необходим усилитель или аудиоинтерфейс (проще говоря усилитель), о том, как их выбрать, можно прочитать в и в статье о . Также вы можете приобрести дополнительные педали эффектов, ремень и прочие радости.

Акустическая гитара не требует дополнительных приспособлений, кроме ремня, что тоже опционально.

Принцип извлечения звука: обрабатываем тело звука

Техника игры пальцами и медиаторами кардинально различаются в плане игры, но схожи со стороны физического понимания процесса звукоизвлечения – минимализация трения и ограничение амплитуды колебания струны.

Если при игре будет возникать излишнее трение, то процесс игры в лучшем случае замедлится, так же это может привести к “грязному” звучанию и даже ошибкам во время исполнения. Большая амплитуда колебания струны приводит к тому, что струна начинает ударяться о лады, что негативно сказывается на звучании и продолжительности звучания (сустейне).

Как играть медиатором: есть особенности!

Прежде чем говорить, как играть медиатором, нужно понять, зачем он нужен и, конечно же, освоить технику владения им.

Медиатор, он же плектр (если услышите название “плектргитара”, не спешите махать руками и тыкать пальцами, это всего лишь альтернативное название электрогитары, хоть и не популярное) используется для облегчения взаимодействия музыканта и инструмента и для увеличения скорости игры. Если, например, играть боем можно и без медиатора, что тоже не очень удобно, то скоростные пассажи сыграть пальцами могут только гениальные гитаристы, например, не очень известный, но очень талантливый гитарист Дмитрий Мамонтов (с творчеством которого меня познакомил его друг и по совместительству мой первый преподаватель гитары).

Техника игры медиатором

Если говорить о технике, то очень многие начинающие музыканты, к сожалению, не уделяют этому должного внимания. Согласитесь, при виде инструмента, а особенно гитары, так и хочется сразу взять ее в руки и начать играть, казалось бы, что сложного? Поставил два пальца сюда или туда и бей по струнам в свое удовольствие! На самом деле все не так просто.
При игре медиатором стоит сразу научиться правильно держать его в руках. Как это сделать? На эту тему есть масса видеоуроков, например, вот этот.

Ко всему этому я бы хотел добавить, что самое главное это то, чтобы вам было удобно держать его в руке. Конечно, существуют некоторые ограничения на этот счет, но, в конечном итоге, вы все равно не должны испытывать неудобств.

Сразу отмечу тот факт, что на первых порах ваши руки будут очень быстро уставать, буквально в считанные минуты. Это вполне естественно, каждый музыкант через это прошел. Здесь дело скорее в психологическом “зажиме”, избавиться от которого поможет только практическое занятие инструментом. На самом деле, даже на акустической гитаре, если она правильно отстроена, зажатие струн и тем более удары по ним не требуют больших усилий. Обратите внимание, что при возникновении любой боли в любом месте вашей руки, занятие следует немедленно прекратить, иначе возможно растяжения и другие травмы. Помните: все хорошо в меру.

Игра боем — самое простое

Игра боем подразумевает удар по струнам вверх или вниз, с глушением некоторых струн или без, в зависимости от аккорда, или с приглушением струн правой рукой (если вы играете на праворукой гитаре), и, соответственно, циклично повторяющуюся комбинацию нескольких ударов.

Это, на мой взгляд, самый простой прием игры, который можно освоить буквально в считанные минуты. Возьмите в руки медиатор и проведите им по струнам сверху вниз или снизу вверх так, чтобы он лишь немного касался их. Постепенно ускоряйте это движение до тех пор, пока не получится быстрое скольжение медиатора по струнам без всяких запинок. Поздравляю, вы освоили бой.

Важно: не забывайте, что при игре боем так же важен ритм. Ритм – основной компонент музыки, без которого невозможно ее существование. Можете попрактиковаться с метрономов, которые можно найти даже в интернете, или играйте песню вместе с включенным параллельно оригиналом.

Развитие медиаторной техники — учитесь всю жизнь!

Следующая ступень игры медиатором – это игра на отдельных струнах. Здесь техника игры усложняется, теперь нужно обращать внимание на постановку правой руки, углом попадания медиатора на струну и правильности движения кисти и руки в целом. Для начала предлагаю вам ознакомиться со следующим видеоуроком, который охватывает практически все нюансы извлечения звука медиатором.

Здесь же даны базовые упражнения для развития техники.

Основные нюансы таковы – рука должна быть расслабленной, движения должны совершаться только кистью (что некоторые гитаристы пытаются оспорить, но спорить с физиологией дело неблагодарное), медиатор не должен ударять струну плоской частью, чтобы уменьшить трение.

Здесь же я хочу упомянуть о всевозможных тренажерах, массажерах и прочих аксессуаров, которые многие начинающие гитаристы, почему-то, так хотят приобрести. Польза от них, конечно, есть, но, в любом случае, самый лучший гитарный тренажер – это сама гитара. Поэтому, прежде чем потратить n-ную сумму на покупку тренажера, подумайте, что лучше – провести время бездумно зажимая\сжимая\крутя китайский пластик или резину или провести его же за инструментом.
Для дальнейшего развития техники, я рекомендую следующие школы игры:

Школа игры Джона Петруччи:

Школа игры Френка Гамбале:

Так же, неплохие и довольно простые видеоуроки популярных песен вы можете найти на следующих каналах:
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCJgRMHrtQpnhKHdsGiFQRyQ
httpv://www.youtube.com/watch?v=channel/UCpypU2XLYmOsf36xgcgrW3w

Техника игры перебором: классика

Игра перебором (пальцами) чаще всего встречается у классических гитаристов, фолк и кантри исполнителей. Так же игру пальцами довольно часто можно встретить и у современных рок исполнителей, например, вступление песни The Unforgiven группы Metallica Кирк Хэммет играет пальцами.

Этот стиль игры имеет свои преимущества и недостатки, о некоторых из них я упомянул раньше, например, невозможность развития огромной скорости извлечения нот для исполнения скоростных пассажей, за очень редким исключением. К преимуществам можно отнести такие особенности, как возможность игры на выборочных струнах (например, можно одновременно зацепить 1, 3, 5 и 6 струны, что в медиаторной техники игры можно сделать только поочередно, хоть и очень быстро) и игры без посредников, что, несомненно, увеличивает ваше “чувство” инструмента.
Как и в случае с медиаторной техникой, сначала нужно “поставить” технику игры.

Прежде чем начать объяснять технические аспекты постановки рук, напомню вам о приспособлениях для игры: крайне желательно приобрести специальную подставку для ноги, она стоит около 500 рублей в практически любом музыкальном магазине. Она должна быть прочной и обязательно металлической. Нет смысла переплачивать за бренд, достаточно просто тактильно проверить ее на наличие люфтов и устойчивость.

Зачем же она нужна? В первую очередь это особенность игры данного инструмента и создана она исключительно для удобства посадки. Правильная посадка достигается следующим способом – сядьте на край стула, но достаточно устойчиво, не разваливайтесь на нем. И расположите гитару так, как показано на следующем рисунке:

Важно: не опирайтесь на гитару своим весом и не кладите на нее весь вес правой руки. Правило то же, что и с медиатором: главное, чтобы вам было удобно.
Постановка правой руки очень наглядно показана на следующих видео:

Ногти или когти?

Зачем же нужны ногти, о которых я упомянул в самом начале? Именно ноготь позволяет гитаре звучать звонко, долго и без лязга. Сразу же стоит обзавестись маникюрной пилкой, это очень важный атрибут классического гитариста. Ногти должны иметь немного скругленные углы и прямую плоскость в конце ногтя (приблизительно иметь форму скобки ”)”, как показано на рисунке).

В старой гитарной школе ногтевая техника говорила о том, что плоскость ногтя должна быть параллельна плоскости струны и гитарист струну должен зацеплять – тянуть снизу вверх. Сейчас же очевидно преимущество новой школы, которая говорит о том, что ноготь должен падать на струну под углом примерно в 30 градусов и слегка глушить ее мякотью пальца. Таким образом достигается наиболее приятное для слуха звучание. Подробнее рассказывается в видео под второй ссылкой.

Если вы не хотите отращивать ногти, то вы можете приобрести так называемые “когти” – специальные приспособления, надеваемые на пальцы и исполняющие функцию ногтей, но я бы порекомендовал все же отрастить свои, так как игра своими ногтями положительно влияет на звук.

Для общего развития советую приобрести или скачать в интернете книгу “Самоучитель игры на гитаре” А.М. Иванова-Крамского. В ней очень подробно расписывается техника игры, основные приемы и, что крайне важно, даны великолепнейшие произведения для самостоятельного изучения.

Другие техники игры

Помимо основных существуют так же альтернативные техники игры. Самой распространенной из них
является техника, которую должен знать любой уважающий себя бас-гитарист, а именно слэп. Ее так же употребляют на электро- и даже классической гитарах, но гораздо реже. Ее суть заключается в том, что удар по струне происходит сверху вниз в сторону гитарной деки, заставляю струну биться о лады и издавать очень характерный бренчащий звук. Так же часто встречается игра слайдом – стеклянной или металлической трубкой, надеваемой на палец
левой руки гитариста.

Суть техники в том, что струны не задевают лады, а их функцию исполняет та самая
трубка, которой гитарист водит по ним. Отмечу, что для использования данной техники нужен хорошо развитый слух.

Существуют и другие альтернативные техники игры, информацию о которых вы можете найти в интернете.

Статья в тезисах

В завершение данной статьи я обобщу все вышесказанное и дам общие рекомендации при игре на гитаре:

  • При возникновении любой боли в любых мышцах немедленно прекратите занятие во избежание травм
  • Лучший способ развить технику – непосредственное занятие на инструменте
  • Играйте под метроном и настраивайте гитару при каждом занятии, вырабатывайте чувство ритма и слух
  • Ищите информацию везде, где только можно, помните золотые слова: тяжело в учении – легко в бою.
  • Если у вас есть возможность, возьмите несколько уроков у преподавателя и задайте ему все накопившиеся вопросы

14 2