Двойные рифмы: яркий акцент для текстов в стиле рэп. Сложные рифмы в рэпе Как не надо рифмовать

Научится рифмовать рэп может каждый, нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по полу.

Главные уроки рэпа на первых порах — это конечно же, основы понимания того, что такое рифма, какие они бывают и как их писать.

Чтобы научится рифмовать рэп важно понимать следующее — «забивать» на рифмы неразумно, их нужно продумывать, строить, писать.

«Крутость» рэп текста зачастую судят именно по количеству интересных рифмовок, а не за глубину философской мысли (если она там вообще есть). И это еще один момент из серии «уроки рэпа»

Рифма (др.-греч. «размеренность, ритм») - словарь определяет рифму, как созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, по хорошему, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом. То есть рифма при произнесении пары слов должна быть хорошо слышна, это достигается либо ее «явностью» либо правильным интонированием.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит нужного впечатления, от чего страдает общее впечатление, как о конкретном тексте, так и об исполнителе и его уровне вообще. Научится рифмовать рэп и не быть при этом заезженным и банальным – вот наша цель!

Поиск интересных рифмовок задача трудная, но время, потраченное на это, приносит свои плоды.

Давайте начнем разбирать схемы РИФМОВКИ. Да это самое начало – но это один из важнейших уроков рэпа! В классической поэзии их существует всего три. Мы рассматриваем рифмы в рамках четверостишья.

Параллельная, схема ее выглядит как ААББ – рифмованное слово ставиться в конец строки и рифмуется со словом в конце следующей строки. В третьей и

четвертой строчке рифма меняется. За четверостишье мы имеем две пары рифм.

Перекрестная, ее схема выглядит как АБАБ – пара рифмованных слов, обозначенных условным «А» ставиться в конец первой и третьей строки, обозначенных «Б» в конец второй и четвертой строки соответственно. Этот метод называется еще «рифмовать через строчку»!

Окольцовывающая, ее условная схема выглядит как АББА, как легко догадаться первая пара рифм ставиться в конце первой и четвертой строки, вторая пара в конце второй и третьей строки.

Стоит сказать, что это самый неудачный способ, первая пара рифм почти наверняка не будет услышана и воспринята.

Все три способа являются базовыми. И они хороши для старта. Наилучшим из них будет метод параллельной рифмовки.

Научится рифмовать рэп можно именно так от простого к сложному – пробуйте базовые техники, а дальше усложняйте их!

Инструкция

В точной рифме используется пара слов, последние слоги которых строго созвучны: враг-мрак, люк-трюк и т.д. эта рифма является самой распространенной и часто служит критерием оценки мастерства поэта.

Приблизительная рифма базируется на сходстве слогов, но допускает большую свободу выбора слов: слоги-токи, -разбита. Допускается одновременное использование звонких и глухих согласных, а также согласных одного ряда (к-х-г). Иногда начинающие поэты злоупотребляют этим видом рифмы, что придает творению небрежность.

В разные эпохи рифмы выглядели по-разному. Так, в пушкинское время преобладали точные рифмы.


Выделяется несколько классификаций типов рифм.

Классификация по совпадению и несовпадению морфем

Переход к приблизительной рифме произошел в середине XIX в.


3. Неточная рифма допускает 2 варианта своего существования. При первом совпадают ударные фонемы, больше ничего не совпадает. Пример: танцы - шляться.


Во втором случае различаются ударные гласные, а все остальные звуки совпадают. Пример: книжный - ложный.

Классификация по месту ударения

1. Мужская рифма имеет на последнем от конца слоге. Примеры: сказал - упал; в холмах - впотьмах.


2. Женская рифма имеет ударение на предпоследнем слоге. Пример: белка - стрелка.


3. При дактилической рифме ударение падает на третий от конца слог. Пример: пригвожденная - завороженная.


4. Гипердактилическая - самый редкий тип рифмы с ударением на слоге, который расположен на 3 слога дальше от конца. Пример: неряшливая - покашливая.

Классификация по совпадению предударных фонем

В XX в. наблюдается тенденция смещения рифмы влево, т.е. вглубь слова или строки.


1. Если совпадают предударные фонемы, то рифма называется строгая. Пример: строг - острог.


2. Если совпадения в предыдущих фонемах нет, то рифма бедная. Пример: любовь - морковь.

Умение находить рифмы помогает написать по-настоящему восхитительные стихи. Но что, если вершиной вашего мастерства в поиске рифм является рифма "cat" и "hat" (да, в этой статье мы будет использовать в качестве примера английские слова)? Что, если вы ломаете голову над поиском рифмы к слову "orange"? А как и что нужно делать, чтобы из списка рифмующихся слов составить стих? Вот несколько шагов для начала вашего пути к становлению мастером рифмовки.

Шаги

Правильные рифмы

    Прежде чем выбирать что-то одно, учтите все варианты. Помогает, если угодно, банальный перебор букв. Например, если вам нужно подобрать рифму к слову "fog," то выглядеть это будет примерно так: "aog, bog, cog, dog, eog, ... zog". Вам останется лишь выписать существующие слова ("bog," "cog," "dog") и выбрать из них то, которое кажется вам наиболее подходящим. Если этот метод не сработает, есть резон изменить строку целиком.

    • Перебирая буквы, не забывайте, что порой одна буква (вроде R и L), добавленная к короткому слову, может его полностью изменить. Например, в качестве рифмы к слову «cat» можно взять и слово «bat», и «brat», и «fat», и «flat», и «frat»... Такая вот небольшая хитрость.
  1. Прячьте рифмы в словах подлиннее. Используйте весь потенциал слогов, чтобы составить более сложные слова, подходящие по рифме. Да, первых букв порой мало. Например, "frog" и "clog" - вполне нормальные слова, рифмующиеся со словом «bog». Но ничуть не хуже с ним рифмуются и многосложные слова вроде "bullfrog" или "epilogue."

    Выбирайте только лишь подходящие слова. Если ничего не подходит, попробуйте заменить ключевое слово синонимом или и вовсе изменить схему рифмы в строке-другой. Например, можно заменить слово "mist" словом "fog" (что то «туман», что это), однако следует помнить, что рифму следует использовать не ради рифмы, а ради того, чтобы сделать песню или стих лучше.

    Воспользуйтесь неточными рифмами. Собственно, есть точные и неточные рифмы. Первые - это те, в которых звуки и комбинации оных совпадают. Слова "moon" и "spoon" - точные рифмы, так как в них содержатся и долгий звук "o", и звук "n." Неточные рифмы, они же - диссонирующие, это такие, в которых гласный или согласный звук создают как бы это рифмы, существенно упрощая вам работу.

    • Так, слову "moon" можно подобрать неточную рифму словами "on", "schooner" или "groom", а то и даже "gong". Диссонирующие рифмы делают стих более сложным и интересным, чем точные рифмы.
  2. Загляните в словарь рифм. Купить надежный словарь рифм - решение, в общем-то, верное. Поверьте, это не жульничество, это просто работа со словарем! К тому же, так вы еще и собственный словарный запас увеличите, что впредь позволит вам сочинять стихи быстрее и лучше.

    Используйте рифму, чтобы развивать стих. Видите ли, использование рифмы позволяет писателями и музыкантам выделять в своих произведениях какие-то слова или образы, усложнять свои произведения с художественной точки зрения, добавлять им цвет и, так сказать, текстуру. Верно и то, что использование рифмы ради использования рифмы - это не путь мудрости.

    Рифмы в стихах

    1. Пишите свободно. Итак, перед вами белый лист бумаги, который хотелось бы заполнить стихами. Что делать? Правильно, поначалу стоит вообще избегать рифм. Если вы будете пытаться сразу же выжать из себя рифмы, то застрянете на уровне «Чапай - наливай». Уж лучше писать свободно, записывая все, что приходит в голову. Начните писать, излагать образы и вести нить размышления - нужную форму всему этому вы придадите потом.

      Найдите направляющую строку. Итак, какое-то время вы писали. Что теперь? Теперь переверните лист или откройте новый текстовый документ, а затем запишите там первой строчкой самую-самую вашу любимую строчку из всего, что вы только что записали потоком сознания. Чем она вас привлекла? Чем хороша? Используйте ее в качестве ориентира при работе над стихом, попробуйте развить мысль или образ, в ней содержащийся.

      • Часто бывает так, что последняя строка, вынесенная потоком сознания, становится хорошим началом для стиха. Есть повод перечитать последние строки, не так ли?
    2. Подумайте, какой формат больше подходит вашему произведению. Если вы хотите написать стихотворение, то вам нужно знать, как именно они пишутся, а затем выбрать именно тот способ, который вам больше по душе.

      • Героические двустишия - стихотворение, рифмующееся каждые две строки. В этом стиле творили многие поэты, от Мильтона и до Фредерика Сайдела. Такой формат - это эпичность и тяжеловесность.
      • Четверостишия могут рифмоваться простейшим образом (ABAB) или иначе. Баллады и песни, как правило, пишутся именно четверостишиями, так что это хороший формат для рассказа историй, в том числе и под музыку.
      • Вилланель - стихотворение, состоящее из 19 строк: пяти трехстиший и одного завершающего четверостишия. Средние строки всех трехстиший рифмуются между собой. Первая и третья строки первого трехстишия по очереди повторяются в последних строках последующих трехстиший (рефрен), а также в третьей и четвертой строках завершающего четверостишия. Такая схема вызывает у читателей чувство неизбежности.
      • Сонеты состоят из 14 строк, образующих два четверостишия-катрена и 2 трехстишия-терцета, где на одну строку приходится порядка 10 слогов. В качестве авторов, знаменитых своими сонетами, можно назвать Петрарку (АВВА) и Шекспира (АВАВ). Сонеты часто основаны на риторических темах или «спорах», где, так сказать, «поворот сюжета» происходит строке на 8-й.
    3. Используйте рифмы, чтобы сделать стихотворение сложнее и интереснее. Рифма должна служить стиху, а не наоборот. Рифма ради рифмы - не путь мудрости, равно как и попытка начать стих в надежде на то, что-де «рифма сама придет». Не придет, ну если только не что-то вроде «Чапай-наливай» - но вы и сами понимаете, что чести такая рифма никому не сделает.

      Ищите вдохновение в современной лирике. Сложно писать по-современному, когда не читали никого, кроме Шекспира, да и то давно. Нет ни малейшего смысла в том, чтобы не пускать в свое творчество и современные веяния. Поищите современных поэтов, вдохнувших новую жизнь в понятие рифм:

    Рифмы в песнях

      Сперва придумайте хорошую мелодию. Строго говоря, куда проще будет сперва придумать музыку, а потом слова, а не наоборот - по-крайней мере, о том говорит опыт множества композиторов, которым проще сперва придумать музыку, а уж потом - придумать тему, рифмы и найти слова, которые бы к ней подошли.

      • Многим авторам песен помогает напевать бессмысленные слоги или даже насвистывать, придумывая мелодию. Это создает своего рода базу, которую потом можно заполнить словами.
      • Работайте так, как вам лучше. Боб Дилан, которого многие считают величайшим автором песен, сперва писал слова, и только потом - музыку.
    1. Научитесь «переворачивать», показывая ее с новой стороны. Между прочим, очень популярный и полезный прием в кантри-музыке, без которого редко какая хорошая песня обходится. Суть проста: используйте в тексте фразу, а потом - еще раз, но уже в как бы слегка ином значении.

      • В песне Кейси Мусгрейвс "Blowing Smoke" есть фраза "blowing smoke", которая используется нескольких разных контекстах. Так, она относится к официантке, которая курит во время перерыва, а также как намек на то, что однажды та уволится. Соответственно, фраза указывает и на привычку, и на работу. Так вот легко и просто меняется значение слов, остающихся прежними.
    2. Используйте как можно меньше слов. Не надо перегружать строки словами, иначе пропеть песню вы не сможете... да и никто не сможет. Используйте слова с умом, придирчиво. Поверьте, простая и быстрая рифма может сделать песню куда лучше сложной и замысловатой.

      • В песне "The Butcher" Леонард Коэн описывает использование наркотиков быстрой и впечатляющей рифмой:
        • I found a silver needle. I put it into my arm. / It did some good, did some harm.
    3. Автоматические формы - ваши друзья. Писатель Уильям Берроуз изобрел метод работы нед текстом, заключавшийся в как бы «обрезании рифмующихся слов и фраз и выбрасывании их в мешок». Попробуйте творить в этом же ключе, выбирая случайные фразы и составляя из них причудливые коллажи. Музыка это вполне допускает.

Как научиться рифмовать? Лазил по сети в свое время и ничего путевого не нашел. Либо что-то расплывчатое,либо просто пробегаются поверхностно(хотя есть подозрение,что глубоких знаний у авторов и нет). Не буду заставлять писать себя кучу лишних букв,а вас их читать-перейдем к делу.

Квадратные рифмы.

Имхо , даже дурак умеет так рифмовать. Поэтому кучу "высоких" стихов,написанных таким методом,не воспринимаю-для современной поэзии низкий уровень. Если вы придумали какой-то новый квадрат,а не любовь-морковь,то это действительно круто. Чтобы качественно рифмовать квадратно,избегая заезженные рифмы,надо иметь большой словарный запас и хорошую фантазию ,потому что квадраты накладывают определенные ограничения на структуру строки и ее окончание.

Квадраты -это,когда ударение на одну и ту же букву и в то же время окончание на одну и ту же букву/буквы. Немного сложно сформулировал,посмотрим пример.

Каждый день я слышу эти звуки

Это мой сосед,его одолевают муки

Итак,у слов "звуки" и "муки" ударение на "у" ,то бишь на одинаковую букву. Окончание тоже одинаково -"и" . Вот так выглядит самый простой квадрат.

Есть еще неявные квадраты. Это,когда ударение разное ,но окончания одинаковы.

Пример.

По ново-садовой до ракеты

Проезжая на машине маркеты

Неквадраты -это,когда ударение на одну и ту же букву,но окончания разные.

И сразу пример.

Душа отразила оскал на всю правду
Забывая опять о той лживой мрази

Ударение на "а" . Окончания,само собой,разные.

Дополненительная информация.

Не квадраты еще бывают созвучными (или абстрактными).

Зачем они ,зачем все эти потоки
Не привыкну уже и не смогу отторгнуть

Если прочитать с правильной интонацией ,то "зачем они" и "не привыкну уже" выделяются и как бы (неожиданно так =)) рифмуются. Может быть из-за похожести "и" и "е" в произношении или "у" и "о" или все вместе влияет.

Истина где-то рядом,я чувствую это
Осколки памяти... Не видно на фоне белого

Не знаю как,но "чувствую это" и "памяти" срифмовались при должной интонации . Возможно,из-за созвучной части с буквой "т" . Потому что мы произносим [эта] и следовательно конструкция "та" из слова "это" и "ят" ,а вернее [ат] ,из слова "памяти" сочетаются. То же самое,что рифмовать Саратов-соартов (соart"ов,если кто не понял слово* ). Можно сказать,что тут простой неквадрат. Правильно,но не только он. Именно рядом стоящие похожие буквы создают созвучие, которое придает некий дополнительный окрас рифме.

Это аномальные для меня рифмы и их я еще изучаю вдоль и поперек,потому что технология построения непонятна.

Еще один пример,теперь из текста Да края.

Сколько нужно рук ,чтобы вкрутить лампочку в фонарный столб

Хотелось бы отметить,что количество слогов тоже играет роль. Гораздо "чище" рифмуется одинаковое количество слогов. Например: звуки-муки (и там и там 2 слога),прохожий-сизый (3 и 2 слога).
Это относится и к квадратам.

У неквадратов немного иначе. Так как они рифмуются на ударение ,то не имеет значения сколько слогов было до ударения.

Пример.

Просто больше нету кисти, что рисовала границу


Но в то же время эта "чистота" рифмовки зависит от количества слогов после ударения.

Пример.

Приманит очередной кусок сахара и вернутся заблуждения безнравственные

В принципе разница небольшая и при умелом чтении все будет хорошо звучать.

P .S. Не рифмуйте на однокоренные слова.

Пример.

Пока душа умир ает

Сердце не замир ает

P.P.S. Некоторые примеры взяты из моего текста,некоторые на ходу придумал. Поэтому извините за убогость тех "некоторых".

* Такого слова в природе нет(только такое название организации существует "СОАРТ"). Но в принципе,если есть сотворчество,то и art (живопись) может быть соартом (то бишь соживописью). Просто иностранщину смешал с русским =)

Эти приемы нужны для понимания,потом сможете интуитивно рифмовать (или наоборот).

Если есть вопросы,дополнения,то пишите мне .

ICQ - 395двадва8905

VK -

В рэп-тусовке только и разговоров, что о двойных рифмах. Там говорят о том, как чертовски здорово слушать как совпадают не только ударные, но и безударные гласные. И окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма…

Да-да, двойные рифме в рэп-тусовке имеют какое-то магическое воздействие – их упоминают в батлах, над ними подшучивают, но всё также неустанно боготворят. На самом деле, способов рифмовать гораздо больше – пришло время рассказать и о них.

Группируем по степени сложности – от самого простого до ада адского.

1) Глагольная рифма

Это самый простой из существующих видов рифмы, а всё благодаря разнообразию глаголов в русском языке. Глагольную форму постоянно использовали многие известные поэты, но в рэп-тусовке она считается «зашкварной».

Его девушка неделю уговаривала трусы снять ,
но он ответил ей песней. Ну что с него теперь взять ?

(Басота на батле против Meowizzy)

2) Квадратная рифма

Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания. Например, мама – рама, пендель – крендель. Она в свою очередь делится на три типа.

а) Стандартный квадрат

Ваня Noize – охуенный пацан! Шутка! Он тупой гандон .
Мой куплёт входит в тебя как нож в картон .

(Гарри Топор против Noize MC)

б) Видоизмененный квадрат

Речь идет об изменении падежа или числа, а следовательно и окончания у одного из рифмующихся слов.

Твой рэп – без яиц, в игре ты не имеешь веса ,
Твой рэп – без яиц, ты не поэт, ты – поэтесса .

(ST против Гарри Топора)

Кстати, формы прилагательное-прилагательное и прилагательное-наречие тоже считаются квадратами.

Картина Александра Тимарцева «Опять квадратная рифма»

3) Акцентная/на созвучия

Следующая ступень развития для текстовиков – акцентная рифма или рифма на созвучия. И двойные, и тройные рифмы должны быть именно акцентными.

а) Точная

Точная рифма на созвучия – рифма, при которой у слов разные окончания, но есть созвучные слоги. Чем больше созвучных слогов, тем объемнее и сложнее она становится.

Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Например, в первой строке используем слово «храм». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «а», при этом на конце не должно быть букв «м» или «н». Например, слово «мрак». Храм-мрак – акцентная рифма на один слог.

Очень любит идеи Сталина Слава Карелин
И Иосиф у тебя внутри будто ты срака Валерии .

(Эрнесто Заткнитесь против Гнойного)

б) Неточная

Неточная рифма на созвучия – это рифма, где последние слоги не рифмуются. Например, нам нужно подобрать рифму на слово «мокрота». Транскрипция будет «нар-ко-та». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «мокро». Например, слово «балконный». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «та»=«ный». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога наркота-балконный.

Теперь ловите примеры акцентных рифм с разным количеством слогов:

  • на один слог

Так вот. Ты любитель рисоваться, этот батл добавит красок на твой тусклый холст .
Ведь три моих раунда это триптих и я пускаю грехи по кругу я большой русский Босх .

(Rickey F против Sin)

  • на два слога

Кстати, после той шумной рыбалки Окси как-то приезжал в Москву инкогнито .
Угадайте, кого он встретил первым тем ранним утром? Александра Пархоменко .

(Дуня против Oxxxymiron)

  • на три слога

И это не ты, а кто же ты? Приспособленец, конъюнктурщик .
В русрэпе существуешь только как ведущий .

(Oxxxymiron против ST)

в) На шипящие/ться-ца

Это еще один пример простых рифм. В них рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Они облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.

Он любит бить, но десять лет он бил баклуши .
Можешь навешать хорошо, но в основном лапши на уши .

(ST против D.Masta)

Наконец, перейдем к сложной рифмовке, к которой нужно стремиться всем батл-рэперам.

4) Внутренняя рифма

Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько – в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.

а) Обычная внутренняя

Стандартный вариант, когда рифмуется слово в середине и в конце фразы.

Я рэпер, ты балагур , в этом батле ты падаван .
Дай мне рэп, а не каламбур , и куплеты, а не балаган .

(Oxxxymiron против ST)

б) Двойная внутренняя

Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине.

Он реально до баттла в боксёрских перчатках в спортзале заснял фотосет
Я ебать обосрался . Ты взял с собой капу ? Я-то думал, что баттл – эссе.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

в) Множественная внутренняя

Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.

Только ты не ST1M, панк , тик-так , мой стиль тебя угостит так ,
Что тебе понадобятся механизмы в организме , как стимпанк , сука.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

5) Начальная рифма

Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться только в конце, а третья будет рифмоваться с ними, но в начале.

Не до сна – мне шлют куплеты в скайп – метаспам ,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм – Герострат ,
Мне насрать , вам уходить с фарватера пора .

6) Двойная рифма/даблраймы

Это как раз те самые двойные рифмы, о которых говорят на каждом втором батле. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат. Отсюда такая их популярность.

Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. При даблраймах рифмуются два последних слова в строке.

Я был не на коне, я об этом помню. Порой с оппонентом идёшь впритык ,
Но сегодня я здесь и сегодня я в форме, сегодня мой хуй отсосёшь мне ты.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

7) Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки можно отнести к элите. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке.

Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей ,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей ».

8) Полнострочная рифмовка/панторифма

Самая сложная и престижная рифма. Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр.

Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.

9) Плотная рифмовка

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов.

Мой прогноз – ты про играешь, бро , и прост о пой дешь домой ».