Адаптированная методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач) определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач. Этот тест Эслера на избегание неудач будет полезен всем, кого преследуют неудачи, и не понимает почему он неудачник. Причины неудач и как убрать с пути к успеху далее, в интерпретации к тесту Т Эслера.

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятно­сти. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

Инструкция к методике Элерса избегания неудач:

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и на листочке отметьте выбранное Вами слово, например 1.2 (строка №1, столбец №2).

Тестовый материал опросника Элерса.

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

15. Рассудительный

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Ключ к опроснику Т. Элерса.

Расчет значений: добавьте по 1 баллу за следующие ответы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Интерпретация к тесту Элерса .

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Результат теста "Мотивация к избеганию неудач" следует анализировать вместе с результатами таких тестов как "Мотивация к успеху, "Готовность к риску" Шуберта.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение личности, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех людей. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

Проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме и "твёрдо держать курс на позитивную эффективность". В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей человека. Именно "благодаря" психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в "борьбе за выживание". Это генетически заложено природой.

Под внутриличностной работой понимается переключение мотива "избегания неудач" на мотив "к успеху", исходя из способностей уже имеющихся у человека. Это повысит ориентацию "на результат" и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы.

Людям, у которых преобладает мотив "избегания неудач", очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.

Rating 5.00 (2 Votes)

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация к избеганию неудач»

Предложена Т. Элерс.

Инструкция

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Выберите в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно характеризует вас, и пометьте его на своем опросном листе знаком "+" или шифром (например, 1/1 или 21/2, где числитель - это номер строки, а знаменатель - номер слова в строке).

Вид опросного листа со списком слов

Обработка результатов

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы: 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1. 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Для удобства диагностики целесообразно иметь, кроме бланка для ответов (опросного листа), и бланк-ключ следующего вида:

В бланке-ключе вырезаются окошечки в местах, соответствующих позициям, за выбор которых дается 1 балл (1/2; 2/1; 2/2 и т. д.) Этот трафарет накладывается на бланк для ответов, и попавшие в окошечки отметки испытуемого суммируются.

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем выше стремление испытуемого к избеганию неудач, к защите.

При сумме: от 2 до 10 баллов - низкий уровень мотивации к избеганию неудач, к защите; При сумме: от 11 до 15 баллов - средний уровень мотивации; При сумме: от 16 до 20 баллов - высокий уровень мотивации; При сумме: свыше 20 баллов - очень высокий уровень мотивации.

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет.Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно вас

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д - мотивами) заключают в

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

В нем причина неудач? Почему принятие верных решений не оправдывает себя? Этот совет звучал так духовно, так по–христиански. Чем же противоречит Библии совет выбрать путь к духовному здоровью? Почему мы не можем возрасти духовно одним усилием воли?Многие христиане

Из книги Анатомия игры автора Линдхолм Марина

Причина неудач Причина неудач К сожалению, многие из нас лишь говорят о том, что хотели бы изменить свою жизнь, но никогда и ничего не изменяют. Мы рассуждаем об отсутствии таланта, об обстоятельствах, и все это правда. Но есть еще одна причина, по которой мы ничего не

Из книги Парадокс перфекциониста автора Бен-Шахар Тал

Причина неудач К сожалению, многие из нас лишь говорят о том, что хотели бы изменить свою жизнь, но никогда и ничего не изменяют. Мы рассуждаем об отсутствии таланта, об обстоятельствах, и все это правда. Но есть еще одна причина, по которой мы ничего не меняем и ничего не

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Глава 1. Принятие неудач Самая большая ошибка - это боязнь совершить ошибку. Элберт Хаббард Вечером 31 мая 1987 года я стал самым молодым чемпионом Израиля по игре в сквош. Меня сильно взволновала победа на чемпионате, и я чувствовал себя поистине счастливым. Около трех

Из книги Пробуй – получится! [Когда вы в последний раз что-то делали впервые?] автора Годин Сет

Самооценка и культивирование неудач В ходе роста мы вырабатываем представление о собствен­ной личности и учимся оценивать эту личность, то есть создаем самооценку. Мы создаем представление не только о том, кто мы, но и о том, какие мы. Это развитие прихо­дится на те же

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Дорога неудач «Это закончится слезами», – предупреждала моя мама, когда обнаруживала между мной и моими сестрами ситуацию, которая была явно связана с плохим поведением.Именно так некоторые думают про карьеру, построенную на проявлении инициативы.Большинство вещей

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Мотивация аффилиации» Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. Предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Методика «Мотивация аффилиации» Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Методика «Мотивация к успеху» Автор методики Т. Элерс. Методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»),

Из книги автора

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» Методика предложена А. А. Реаном.ИнструкцияСоглашаясь или нет с нижеприведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов - "да" или "нет". Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" подразумевает как явное

Из книги автора

Методика «Мотивация обучения в вузе» Методика предложена Т. И. Ильиной. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение

Из книги автора

Никто не застрахован от неудач Бывает, что дела складываются совсем не так, как хотелось бы. Вам не дали прибавку, хотя вы этого ждали. Вам никак не удается «не есть после шести». Вы не можете позволить себе поехать, куда хочется, или девушка, с которой вы встречались в

Из книги автора

В чем причина неудач? Случалось ли вам когда-нибудь во время напряженного футбольного матча промазать по пустым воротам? Или, возможно, вы хотели выполнить блестящий удар на зависть всей команде в гольфе, но вместо этого мячик улетал куда-то в лес? Вы не одиноки. Даже

Цель : диагностика мотивации к избеганию неудач.

Инструкция : В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас ха­рактеризует и пометь свой выбор в бланке для ответов.

Экспериментальный материал : представляет собой список слов из 30 строк, по три слова в каждой строке.

1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

Результаты:

Обработка результатов : Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приве­денные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что сло­во, получившее 1 балл в первой строке, во втором столб­це - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

КЛЮЧ ПОДСЧЕТА

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

____________________

Анализ результатов и выводы : Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотива­ции к избеганию неудач, защите:

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

От 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

Свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотива­ции к избеганию неудач, защите.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О. Ф. ПОТЕМКИНОЙ

4.1. Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «про­цесс – результат»

Цель : выявить степень выраженности социально-психологичсеких установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс – результат».

Инструкция :

Экспериментальный материал :

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас боль­ше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольст­вием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечь­ся делом по-настоящему?

18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприят­ной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рас­считывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как можно больше сделать для дру­гих людей?

24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забы­ваете о времени и о себе?

26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жиз­ни - жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботить­ся о себе?

35. Вам трудно решиться использовать усилия челове­ка в своих интересах?

36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыст­ных побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38. Стремление к результату в любом деле - Ваша отли­чительная черта?

39. Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Результаты : В ходе ответов на вопросы заполняется соответствующий бланк.

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.
2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.
3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.
4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

Обработка результатов : обработка данных производится по горизонтальным строкам бланка для ответов.

Ключи к методике выявления установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

1. Сумма «плюсов» первой строки – вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 - «ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее за­думываются над достижением результата, часто опазды­вают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет ин­терес к делу, а для достижения результата требуется мно­го рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма «плюсов» второй строки – вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 – «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей дея­тельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. Сумма «плюсов» третьей строки – вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 - «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наи­более ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но прино­сит счастье.

4. Сумма «плюсов» «ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навре­дить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречает­ся довольно часто. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

_______________________________________________________________

4.2. Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги»

Цель : выявить степень выраженности социально-психологичсеких установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги».

Инструкция : Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если Ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответству­ет утвердительному ответу на вопрос.

Экспериментальный материал : представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Вы согласны, что самое главное в жизни – быть масте­ром своего дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятель­ного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют зарабо­тать деньги, не стоят уважения?

5. Творческий труд для Вас является главным наслажде­нием в жизни?

6. Основное стремление в Вашей жизни – свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наибо­лее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отноше­нии люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям во­преки требованиям со стороны?

11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для вла­сти – это ее сила?

12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обяза­тельствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-ли­бо не подчиняется Вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свобо­дой в рамках закона?

19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни Вас радует только отличный результат ра­боты?

22. Самое главное стремление в Вашей жизни – быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для Вас заработок главным стремле­нием в жизни?

25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руко­водить?

28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть сво­бодным?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37. Труд – наибольшая ценность для Вас?

38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя сре­ди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать вла­стью?

40. Наиболее сильное потрясение для Вас – отсутствие денег?

Результаты : В ходе ответов на вопросы заполняется соответствующий бланк.

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.
2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.
3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.
4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

Обработка результатов : Подсчет данных осуществляется так же, как и в преды­дущей методике – подсчитывается количество плюсов (от­ветов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки - «ориентация на труд» - обыч­но люди, ориентирующиеся на труд, все время использу­ют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки - «ориентация на свободу» - главная ценность для этих людей – это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

3. Сумма третьей строки - «ориентация на власть» - эта ориентация больше свойственна представителям силь­ного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки – «ориентация на деньги» - обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет.

_______________________________________________________________

Анализ результатов и выводы : В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование из­менений ориентации имеет чрезвычайное значение. Осо­бенности ценностных ориентации интересны при профес­сиональном отборе, профориентации, индивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А мо­гут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например, при консультировании по вопросам семьи и бра­ка.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необхо­димо начертить две вертикальные пересекающиеся пря­мые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получит­ся плоскость, отражающая особенности социально-психо­логических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результа­тов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармо­ничными ориентациями. Все ориентации выражены силь­но и в равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у кото­рых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у кото­рых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесо­образно уточнить, в частности, причины дисгармонично­сти ориентации или низкую мотивацию. Эти причины мо­гут быть временными и не нуждаться в коррекции.

________________________________________


Похожая информация.


Полученные результаты показаны в приложении В (таблица В.1).

У большинства девочек (11 человек) в выборке достаточно высокие показатели по данной методике (выше 15 баллов), что может говорить о том, что они будут тщательно взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Они боятся критики и риска. Часто имея завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

У четырех девочек-подростков достаточно низкие показатели (до 10 баллов), что свидетельствует о том, что они правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Они не испытывают страха перед неудачей.

Остальные 5 человек показали средний уровень мотивации к избеганию неудач (до 15 баллов), что может свидетельствовать о том, что в определенных ситуациях эти девочки способны правильно оценивать свои возможности, но при этом они могут колебаться в принятии решения и бояться критики.

Данные девочек-подростков по методике «мотивация к избеганию неудач» представлены на рисунке 10.

Рисунок 10. - Показатели по методике «избегание неудач» у девочек-

лидеров в подростковом возрасте

Данные по результатам методики «мотивация к избеганию неудач» у мальчиков практически совпадают с результатами девочек. То есть 11 мальчиков набрали достаточно высокие показатели по данной методике (от 16 баллов), что может говорить о том, что они боятся критики и риска, будут тщательно взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Часто имеют завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

У четырех мальчиков-подростков достаточно низкие показатели (до 10 баллов), что свидетельствует о том, что они не испытывают страха перед неудачей, правильно оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний.

Остальные пять человек показали средний уровень мотивации к избеганию неудач (от 11 до 15 баллов), что может свидетельствовать о том, что в определенных ситуациях эти мальчики-подростки способны правильно оценивать свои возможности, но при этом они могут колебаться в принятии решения и бояться критики.

Все результаты по методике «мотивация к избеганию неудач» у мальчиков отражены в рисунке 11.


Рисунок 11. - Показатели по методике «избегание неудач» у

мальчиков-лидеров в подростковом возрасте

Максимальный балл по методике - 22, а минимальный - 8, в то время как у мальчиков высший балл - 23 (почти как у девочек), а минимальный - 3 (что намного ниже показателей девочек). Из этих данных получается, что в группе мальчиков разброс баллов опять же выше, чем у девочек.

Однако, если брать средние показатели, то по результатам исследования по методике Т. Элерса девочки больше ориентированы на мотивацию избегания неудач, что свидетельствует о том, что они будут тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Так как девочки-лидеры в подростковом возрасте боятся критики, они в качестве психологической защиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой нравственности, а мальчики на стремление к успеху, что в свою очередь говорит, о том, что они правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Они не испытывают страха перед неудачей. Ниже приведена формула, по которой высчитывались средние показатели. Эти данные показаны в таблице 2 на рисунке 12.

Рисунок 12. - Показатели по методике Т. Элерса «мотивация к

избеганию неудач»

Данное исследование показало, что у девочек высокий уровень защиты, то есть страх перед несчастными случаями, они чаще попадают в подобные неприятности, чем те, мальчики.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, то есть мотивацию к избеганию неудач.

Личностный опросник. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на избегание неудач.

Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.

Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к успеху» , «Готовность к риску».

Инструкция :

«Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его».

Бланк методики :

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

15. Рассудительный

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Ключ :

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Порядок подсчета :

Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный». Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают.

Результат . Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата . Исследования Д. Мак-Клеланда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

  • степени предполагаемого риска;
  • преобладающей мотивации;
  • опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.