Какие чистоговорки можно придумать на тя. Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ещ-ещ-ещ – лещь рыба, а не вещь.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ща-ща-ща – ходит щука вокруг леща.
Ща-ща-ща – не поймает хищница леща.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Автоматизация звука Щ в словах

1. Волки рыщут, пищу ищут.
2. В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
3. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
4. Маша, ты нас не ищи: щиплем щавель мы на щи.
5. Мой руки чище, чаще.
6. У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.
7. Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.
8. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
9. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
10.Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой –
ашмаки, этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.
11.Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
12.В кипящих щах вопящий Кощей.
13.Щеголеватый банщик щеголял в плаще.
14.Не ищи у хищника ногтищи!
15.У ящера леденящий прищур.
16.Щетинка у чушки, чешуя у щучки, щели-щёлочки и щёчки.
17.Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Ма-ма-ма — кота зовут Кузьма.

Му-му-му — тетрадку я возьму.

Ем-ем-ем — я всю манку съем.

Ми-ми-ми — меня с собой возьми.

Ам-ам-ам, ам-ам-ам — волю не давай рукам.

Им-им-им — прилетайте в Рим.

Ом-ом-ом — у дома стоит гном.

Ом-ом-ом — я с ним не знаком.

Ям-ям-ям — открой секрет друзьям.

Юм-юм-юм — кто съел весь изюм?

Чистоговорки для буквы Н

На-на-на — нам звезда видна.

Ан-ан-ан — на стенке — таракан.

Не-не-не — ваза на окне.

Ни-ни-ни, ни-ни-ни — далеко горят огни.

Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.

Но-но-но — мы пойдем в кино.

Он-он-он — в зоопарке слон.

Ну-ну-ну — вас я припугну.

Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.

Ын-ын-ын — это старший сын.

Ню-ню-ню — сена дам коню.

Ня-ня-ня — отыщи меня.

Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Чистоговорки для буквы П

Ап-ап-ап — раздается храп.

Ип-ип-ип — где-то слышен хрип.

Оп-оп-оп — очень толстый поп.

Оп-оп-оп — нажимаем стоп.

По-по-по, по-по-по — наш трамвай идет в депо.

Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп.

Яп-яп-яп, яп-яп-яп -ты не делай все тяп-ляп.

Чистоговорки для буквы Р

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — вдалеке видна гора.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре — холодно нам в январе.

Ри-ри-ри, ри-ри-ри — ты почаще говори.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир -пострелять мы ходим в тир.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро — черно ворона перо.

Ор-ор-ор — к нам пробрался вор.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру — жду весеннюю пору.

Ыр-ыр-ыр — в мышеловке сыр.

Чистоговорки для буквы С

Са-са-са — к цветку летит оса.

Ас-ас-ас — хожу в первый класс.

Се-се-се — хороши все.

Си-си-си — учебник приноси.

Ис-ис-ис — какой хитрый лис!

Со-со-со, со-со-со — у ковбоя есть лассо.

Ос-ос-ос — пробежали кросс.

Ус-ус-ус — силач тянет брус.

Чистоговорки для буквы Т

Та-та, та-та — у меня есть лопата.

Ат-ат-ат — у нее есть брат.

От-от-от — ловит мышку кот.

От-от-от — землю роет крот.

Ти-ти-ти — бабочка, лети!

Ит-ит-ит — кто-то крепко спит.

Те-те, те-те, те-те — я думаю о лете.

Ет-ет-ет — учеба — это свет.

Ут-ут-ут — избавлюсь я от пут.

Тэ-тэ-тэ — займусь я карате.

Ют-ют-ют, ют-ют-ют — птицы зернышки клюют.

Чистоговорки для буквы Ф

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.

Аф-аф-аф — в замке живет граф.

Фе-фе-фе — он живет в Уфе.

Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Чистоговорки для буквы Х

Ха-ха-ха — на плите стоит уха.

Ах-ах-ах — переборем страх.

Ех-ех-ех — разверните мех.

Их-их-их — невеста и жених.

Ох-ох-ох — как разросся мох!

Ух-ух-ух — кукарекает петух.

Ху-ху-ху — тянет конь соху.

Эх-эх-эх — в скорлупе — орех.

Чистоговорки для буквы Ц

Ца-ца-ца, ца-ца-ца — птенец вылез из яйца.

Ец-ец-ец — там стоит дворец.

Цо-цо-цо — умой свое лицо.

Цу-цу-цу — дай дневник отцу.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы — вырастают огурцы.

Эц-эц-эц — сказке конец.

Чистоговорки для буквы Ч

Ча-ча-ча — не руби с плеча.

Ач-ач-ач — в больнице главный — врач.

Еч-еч-еч — папа кладет печь.

Чи-чи-чи — звенят мои ключи.

Ич-ич-ич — кто-то бросил клич.

Оч-оч-оч — я хочу помочь.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу — я тележку качу.

Юч-юч-юч — из земли бьет ключ.

Яч-яч-яч — тонет в речке мяч.

Чистоговорки для буквы Ш

Ша-ша-ша, ша-ша-ша — эта буква хороша.

Аш-аш-аш — где ребенок наш?

Ше-ше-ше — мне тепло в душе.

Иш-иш-иш — ты куда глядишь?

Ыш-ыш-ыш — говорит малыш.

Ши-ши-ши — на речке камыши.

Ош-ош-ош — как же я хорош!

Шо-шо-шо — быть умным — хорошо!

Уш-уш-уш — принимайте душ.

Шу-шу-шу — я в углу шуршу.

Чистоговорки для буквы Щ

Ща-ща-ща — я хочу борща.

Ащ-ащ-ащ — папа носит плащ.

Ещ-ещ-ещ — водится в озере лещ.

Щи-щи-щи — зубки полощи.

Вот такие насочинялись у меня чистоговорки для детей: для школьников или для тех, кто только готовится к школе. А вы хотите научиться сочинять чистоговорки? Если да, то о том, как их сочинять, .

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


И моя благодарность останется с вами!

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей 2 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются детям. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. Можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку складно в рифму и по смыслу.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими.

Давайте поговорим сегодня о чистоговорках. Чистоговорки (чисто говорю) — важная часть логопедических игр, участвующих не только в правильной постановке звуков, но и учат вниманию, чувству ритма, рифмы и такта. Их можно успешно сочетать со .

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга...

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши , как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно...

Как самому придумать чистоговорку

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

  1. Берем слог «ро»
  2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро
  3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро .

Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!

Для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически! И пусть наша подборка чистоговорок для деток 3 — 6 лет вам поможет.

Чистоговорки на звук «л»

Ла-ла-ла – завизжала пила.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла – завертелась юла.
Лу-лу-лу – я помою пиалу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Лу-лу-лу – нитку вставлю я в иглу.
Ли-ли-ли – мусор весь с тобой смели.
Ла-ла-ла – дочка в доме убрала.
Лы-лы-лы – чисто вымыла полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Ля-ля-ля — утром мокрая земля.
Ол-ол-ол — мы большой накрыли стол.
Ал-ал-ал — этот персик слишком мал.
Ял-ял-ял — маму сыночка обнял.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на звук «р»

Ря-ря-ря — я поеду на моря.
Рю-рю-рю — полюбуюсь на зарю.
Ри-ри-ри — как красиво! Посмотри!
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ре-ре-ре — мы собрались во дворе
Ро-ро-ро — будем всем дарить добро!
Ры-ры-ры — надоели комары
Ру-ру-ру — в зоопарке кенгуру
Ар-ар-ар — положу зерно в амбар
Ор-ор-ор — разрешите этот спор.
Ир-ир-ир — брат мой командир!

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

Чистоговорки на звуки «с»

Ся-ся-ся мы поймали карася.
Се-се-се Дед Мороза любят все.
Си-си-си мяч скорее к нам неси.
Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс.
Са-са-са — длинная коса.
Сы-сы-сы- не боимся мы осы!
Су-су-су — я арбуз несу.
Ос-ос-ос — там работает насос.
Са-са-са — в норке прячется лиса.
Юс-юс-юс — а в тетради плюс!
Ус-ус-ус — у компота сладкий вкус.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Чистоговорки на звуки «з»

Зи-зи-зи — обезьянку привези!
Зя-зя-зя — обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи — раз нельзя — не привози.

За-за-за – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

За-за-за – вижу желтые глаза.
За-за-за – зашумела стрекоза.
Зу-зу-зу – не боимся мы грозу.
Зи-зи-зи – ты дрова скорей грузи!
Аз-аз-аз — зарычал огромный МАЗ.
Уз-уз-уз — громко плачет карапуз.
Оз-оз-оз — заскрипел мороз.
Ез-ез-ез — кот под печку влез.

Чистоговорки на звук «ш» и «щ»

Ша-ша-ша — наша детка хороша.
Ош-ош-ош — наш малыш хорош!
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Уш-уш-уш — малыш наелся груш.
Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
Шу-шу-шу — поёт песню малышу.
Ши-ши-ши — любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Ща-ща-ща — сурова в лесу чаща.
Щу-щу-щу — забреду я в рощу.
Щи-щи-щи — все полезны овощи.

Щи-щи-щи — не люблю я щи.
Ща-ща-ща — сварите мне борща!

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Чистоговорки на звук «ч»

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу – на машине прокачу!
Ич-ич-ич – у меня большой кирпич.
Ча-ча-ча – печка нынче горяча.
Очь-очь-очь – наступила ночь.
Чи-чи-чи – принеси-ка мне ключи.
Ач-ач-ач — подарили мне калач.
Ча-ча-ча — на столе горит свеча.
Чо-чо-чо- ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу — я подую на свечу.
Чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Чистоговорки на звук «б»

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — высока у нас труба.
Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
Бы-бы-бы — принесли домой грибы.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Чистоговорки на звук «ц»

Ца-ца-ца — а цыпленок из яйца!
Це-це-це — ярко светит солнце!
Цо-цо-цо — поднялося деревцо.
Ец-ец-ец — ты сегодня молодец!
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на звук «ф»

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на звук «х»

Ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хо-хо-хо — отвечало дружно эхо.
Хи-хи-хи — сочиняются стихи.
Ах-ах-ах — стоит вся школа «на ушах».
Эх-эх-эх — слышен всюду звонкий смех!
Ох-ох-ох — и рассыпался горох.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха — есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху — клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — без хвостов два петуха.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на звук «т»

Та-та-та – на поляне красота
Ты-ты-ты – расцвели на ней цветы!

Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – нам с тобою по пути...
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – будем землю мы копать.
Ат-ат-ат – в океане страшный скат.
Ят-ят-ят — нарисую я утят.
От-от-от — там огромный кашалот!
Ют-ют-ют — в доме чисто и уют!

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень –
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день — тень!

Чистоговорки на звук «п»

Ап-ап-ап — опускают длинный трап.
Ип-ип-ип — что-то дедушка охрип.
Оп-оп-оп — к барину пришел холоп.
По-по-по — поезд наш пришел в депо.
Уп-уп-уп — ах! горячий суп!
Яп-яп-яп — вот веселый киноляп.
Па-па-па — вот витвистая тропа.

Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на звук «н»

На-на-на — вот пустая стена.
Но-но-но — но на ней окно.

Ан-ан-ан — у тебя пустой стакан.
Не-не-не — стоит ваза на окне.
Ни-ни-ни, — пролетают летом дни.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Чистоговорки на звук «м»

Мо-мо-мо – скушай эскимо.
Мы-мы-мы – снежной ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим новый дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ми-ми-ми – меня с собой возьми.
Му-му-му – на каток тебя возьму.

Чистоговорки на звук «к»

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
В капюшоне он смешон.

Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – на столе стоит мука.
Ки-ки-ки – будем делать пирожки.

Ук-ук-ук — слышен очень громкий стук.
Ок-ок-ок — за окном поет сверчок.
Ак-ак-ак — лучше жить без драк.
Як-як-як — по дороге встретил дьяк.
Ик-ик-ик — раздается чей-то крик.
Ок-ок-ок — за углом стоит совок.

Ек-ек-ек — съел я вкусный чебурек.

Чистоговорки на звук «ж»

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жу-жу-жу – чай горячий остужу.

Жу-жу-жу – куклу спать я уложу.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Чистоговорки на звук «д»

Да-да-да – очень теплая вода.
Ду-ду-ду – я купаться пойду.

До-до-до — на макушке есть гнездо.
Ду-ду-ду — я птенца найду
Да-да-да — получилась чехарда
Ди-ди-ди — лучше мимо проходи.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два — у Димы.

До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди — тихо иди.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на звук «г»

Гу-гу-гу — кто пасется на лугу?
Га-га-га – у кого-то там рога.
Ги-ги-ги – это бык! быстрей беги.
Ги-ги-ги – только ноги береги.

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.

Чистоговорки на звук «в»

Ва-ва-ва – разрослась в саду трава.
Ва-ва-ва – пожелтела вся листва.
Ве-ве-ве – муравей сидит в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – знаю разные слова!
Ва-ва-ва — умная голова!

Ва-ва-ва — вот высокая трава.
Вы-вы-вы — даже выше головы.
Ве-ве-ве — васильки видны в траве.
Ву-ву-ву — васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

На полках книжных магазинов сегодня также представлена большая коллекция красочных книг для детей с чистоговорками:

В завершении приглашаю посмотреть видео с увлекательными чистоговорками. Добавьте визуальный контакт. Так звуки усвоятся еще быстрее!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.